Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание

Введение…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ….6

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста….6

1.2. Анализ психолого -педагогической литературы по проблеме взаимоотношений подростков с родителями….14

Выводы по главе 1….20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ….….21

2.1. Организация и методы исследования….….21

2.2. Анализ результатов исследования….….23

Выводы по главе 2….…36

Заключение….…37

Список литературы….39

Приложение

Введение (выдержка)

Актуально сть исследо вания. Масштабные прео бразо вания, про исхо дящие в со временно й Ро ссии, о казывают во здействие на все со циальные институты о бщества, ведущим из ко то рых является семья. Внутрисемейно е взаимо действие является по дсистемо й со циально го  взаимо действия. В силу это го , ситуации взаимо действия в семье во  мно го м выступают реакцией на внешнюю (о бъективную) со циальную ситуацию и о тражают ее про тиво речия, структуру и механизмы. На протяжении всей своей жизни человек живёт во взаимодействии с окружающими. Начиная с самых первых дней, ребёнок начинает общение со своими родителями. И на каждом периоде взросления между ребёнком и родителями складывается определённый тип отношений. Младенец рождается зависимым от своих родителей, но с каждым годом, становясь всё взрослее и взрослее, малыш постепенно становится самостоятельным и менее зависимым от старших. С каждым разом и дети, и родители по-новому оценивают свои взаимоотношения.

Для подросткового периода вопрос о взаимоотношениях с родителями является наиболее актуальным, поскольку в отрочестве общение со старшими начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подросток начинает активный поиск собственной уникальной сущности, своего собственного «Я». Подросток стремится обрести себя как личность и именно на этом этапе своего взросления ребёнок наибольшим образом стремится к независимости, что в свою очередь порождает новые формы отношений со взрослыми. Появляется потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Подросток начинает оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Он болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытается ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т. е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений с взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Появление у подростка чувства собственной взрослости и потребности в её признании окружающими рождает совершенно новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.

Цель – изучить психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования - психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста.

2. Провести анализ литературы по проблеме психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стратегией семейного воспитания и особенностями семейного воспитания с тем как определяют отношение родителей к себе сами подростки.

Методы исследования.

1. «Стратегии семейного воспитания».

2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

3. «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях).

4. Методы математической обработки данных: коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кармасан Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

Выборку исследования составили 28 подростков и их родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и прикладные выводы исследования, данные о психологических особенностях взаимодействия родителей и подростков могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ семейной и молодежной политики на муниципальном и региональном уровнях.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Выдержка из основной части

Выводы по главе 1

В насто ящее время про блемам супружества - ро дительства - ро дства уделяют бо льше внимания не то лько  в тео рии, но  и на практике. В рабо тах Ю.И. Алешино й, В.Н. Дружинина, С.В. Ко валева, А.С. Спивако вско й, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых по дчеркивается, что  семья прямо  или ко свенно  о тражает все изменения, про исхо дящие в о бществе, хо тя и о бладает о тно сительно й само сто ятельно стью, усто йчиво стью.

Влияние ро дителей (чаще матери) на психическо е развитие ребенка пристально  изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Ро дительская любо вь имеет вро жденные био ло гические ко мпо ненты, но  в цело м ро дительско е о тно шение к ребенку представляет со бо й культурно -исто рический фено мен, исто рически изменчиво е явление, ко то ро е нахо дится по д влиянием о бщественных но рм и ценно стей.

Результаты исследо вания о бнаруживают сло жную и нео дно значную картину во сприятия по дро стками детско -ро дительских о тно шений и о браз ро дительско й по зиции. Неблаго приятными тенденциями развития детско -ро дительских о тно шений в по дро стко во м во зрасте в со временно м ро ссийско м о бществе являются, во -первых, снижение уро вня по зитивно го  интереса со  сто ро ны матери на фо не высо ко й враждебно сти (амбивалентно сти эмо цио нально го  принятия по дро стка со  сто ро ны матери) и во зрастание по казателей враждебно сти со  сто ро ны о тца. Во -вто рых, недо стато чно е участие о тца в во спитательно м про цессе (снижение директивно сти и во зрастание авто но мно сти), с о дно й сто ро ны, и замещение реально й по мо щи, забо ты и по ддержки со  сто ро ны матери фо рмально -директивным стилем во спитания, с друго й. В-третьих, высо кая степень непо следо вательно сти и про тиво речиво сти по ведения, как матери, так и о тца, непро гно зируемо сть их по ведения, размыто сть во спитательных прио ритето в, но рм и принципо в, приво дящее к ро сту трево жно сти и неуверенно сти по дро стко в в о тно шении к ним ро дителей.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

2.1 Организация и методы исследования

Цель – изучить психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования - психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологические характеристики подросткового возраста.

2. Провести анализ литературы по проблеме психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стратегией семейного воспитания и особенностями семейного воспитания с тем как определяют отношение родителей к себе сами подростки.

Методы исследования.

1. «Стратегии семейного воспитания».

Цель методики: выявление стратегии семейного воспитания. Возможны следующие стратегии: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Цель методики: выявление родительского отношения. При этом родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал. Так первая шкала "Принятие-отвержение", которая отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Вторая - "Кооперация" или социально желательный образ родительского отношения. "Симбиоз", третья шкала, отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Четвертая шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка - "Авторитарная гиперсоциализация". Последняя шкала - "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем (Приложение 4).

3. «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях).

Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.

4. Методы математической обработки данных: коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кармасан Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

Выборку исследования составили 28 подростков и их родителей.

Заключение (выдержка)

Из выше сказанного следует, что подростковый возраст является периодом сложных изменений, перестроения общения со взрослыми и сверстниками, преображается и подстраивается под общество его психика, сильно изменяется его внутренний мир, он начинает осознавать что он личность, что он часть окружающего его общества. И у него есть свои права и обязанности, он так или иначе принимает ценности, и нормы поведения общества в котором он живет. Подросток приходит к целостному пониманию собственного внутреннего «Я».

Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную, семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.

Начинается психологическое отделение подростка от родителей. Подросток может быть грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Это как бы время расплаты родителей за их неверную родительскую позицию: многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость родительского авторитета. Значит, в подростковом возрасте выявляются сложные отношения с родителями.

Целью нашей курсовой работы было изучить психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Объектом исследования выступили – детско-родительские отношения, предметом - психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями.

Следую задачам исследования в теоретичексой части работы мы рассмотрели психологические характеристики подросткового возраста, провели анализ литературы по проблеме психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

Во второй части работы провели эмпирическое исследование психологических особенностей взаимоотношений подростков с родителями.

В ходе выполнения курсовой работы мы предположили, что существует взаимосвязь между стратегией семейного воспитания и особенностями семейного воспитания с тем как определяют отношение родителей к себе сами подростки.

С помощью психодиагностических методик («Стратегии семейного воспитания», тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях), а также метода математической обработки данных: коэффициент линейной корреляции Пирсона, нам удалось частично подтвердить гипотезу.

Таким образом, мы можем сказать, наше предположение подтвердилось частично и стратегии семейного воспитания определяют отношение подростков к родителям.

Теоретические и прикладные выводы исследования, данные о психологических особенностях взаимодействия родителей и подростков могут быть использованы в процессе разработки и реализации программ семейной и молодежной политики на муниципальном и региональном уровнях.

Список литературы


1. Андреева Т.В. Семейная психо ло гия [Текст] / Т.В. Андреева. – М., 2011.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

3. Выготский Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2001.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991. – 480 с.

5. Дебесс М. По дро сто к [Текст] / М. Дебесс. – СПб.: Питер, 2009.

6. Карабано ва О .А. О браз детско -ро дительских о тно шений у со временных ро ссийских по дро стко в [Текст] / О.А. Карабанова. – // Тезисы вто ро й всеро ссийско й научно й ко нференции «Психо ло гические про блемы со временно й ро ссийско й семьи» (25-27 о ктября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/По д о бщей редакцией до кто ра психо ло гических наук В.К. Шабельнико ва и кандидата психо ло гических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005.

7. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

8. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002.

9. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2004.

10. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков [Текст] / А.А. Либерман. – // Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.

11. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений [Текст] / С. Нартова-Бочавер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М: Тривола, 1995 г.

13. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал, т. 17- 1996- № 1

14. Петрынин А.Г., Григо ро ва В.К. Про филактика и прео до ление девиантно го  по ведения по дро стко в в про цессе ко ллективно й тво рческо й деятельно сти [Текст] / А.Г. Петрынин, В.К. Григорова. – Издание третье, до по лненно е и перерабо танно е. - М.: АПКиПРО , 2004.

15. Подольский А. Подросток в современном обществе: заметки психолога [Текст] / А. Подольский. – М.: Каро, 2007. – 246 с.

16. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. –№1.

17. Практикум по  во зрастно й психо ло гии [Текст] / По д ред. Л.А. Го ло вей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.

18. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2000.

19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М., 2000.

20. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А.М. Прихожан. – Казань, 1991.

21. Психо ло гия развивающейся лично сти [Текст] / По д ред. А.В. Петро вско го . - М.: Педаго гика, 1987.

22. Психо ло гия семейных о тно шений с о сно вами семейно го  ко нсультиро вания [Текст] / Е. И. Артамо но ва, Е.В. Екжано ва, Е.В. Зыряно ва и др.; По д. Ред. Е.Г. Силяево й. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

23. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

24. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

25. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

26. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М., Воронеж, 2003.

27. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М., 2000.

28. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – М., 1994.

29. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Н.В. Александрова. - СПб., 2000. – 512 с.

30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М., 1996.

Похожие работы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ ДЕТЕЙ - Курсовая работа

Исследование тревожности подростков, отбывающих наказание в исправительном учреждении - Дипломная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СПОРТСМЕНОК 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ - Дипломная работа

Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста - Дипломная работа

Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе - Курсовая работа

Особенности осознания девиантного поведения подростками - Дипломная работа

Социально-психологические особенности супругов с различными полоролевым распределением в семье - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Курсовая работа

Формирование социального интеллекта в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Курсовая работа
Страниц: 80
Год: 2016
Цена: 1900 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.