Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы самоактуализации в психологии 8

1.1. Предпосылки психологического исследования самоактуализации личности в философии экзистенциализма 8

1.2. Проблема самоактуализации в гуманистической психологии 19

1.3. Развитие концепции самоактуализации в зарубежных и отечественных исследованиях 28

1.4. Исследования профессиональной направленности в психологии 46

Выводы 53

Глава II. Эмпирическое исследование самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью 56

2.1. Программа и методы эмпирического исследования 56

2.2. Анализ результатов исследования 60

Выводы 68

Заключение 70

Список литературы 72

Приложение 77

Введение (выдержка)

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стрем-ление к постижению подлинных ценностей существования и их осуществле-нию в жизни, является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Тем не менее, самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению А.Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внешнего окружения. Препятствием для самоактуализации является также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от человека мужества и открытости новому опыту.

Для мыслителей-материалистов, не подлежит сомнению, что стремле-ние человека к самоактуализации имеет не инстинктивное, а филогенетиче-ское происхождение и обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самоактуализации. В разное время вопросами самоактуализации занимались К.Гольдштейн А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт, А.Г.Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М.Фридман.

Профессиональная направленность. Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны – то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как форми-руется профессиональная направленность, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и формированием профессиональной направленности. Ученые, занимавшиеся профессиональной направленностью: Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Е.И. Степанова, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова.

Противоречие между важностью изучения взаимосвязи самоактуализации личности и её профессиональной направленности определило проблему нашего исследования.

В данной работе осуществлена попытка анализа понятия самоактуализации в его историческом развитии, начиная с экзистенциальной философии и психологии и заканчивая взглядами современных отечественных психологов на данный феномен. Так же в данной работе представлено исследование самоактуализации студентов 4-5 курсов, выбравших различные профессиональные направления: гуманитарное и техническое.

Цель исследования: изучение самоактуализации студентов различ-ной профессиональной направленности.

Задачи исследования:

1. Изучить монографические и эмпирические исследования проблемы са-моактуализации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Исследовать уровень самоактуализации у студентов гуманитарного и технического профиля.

3. Выявить особенности профессиональной направленности личности у студентов гуманитарного и технического профиля.

4. Проанализировать различия в уровне самоактуализации и ее парамет-ров у студентов с различной профессиональной направленностью.

Объект исследования: самоактуализация.

Предмет исследования: взаимосвязь между самоактуализацией и профессиональной направленностью личности студентов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что имеются существен-ные различия отдельных параметров самоактуализации у студентов с гуманитарной и технической профессиональной направленностью.

В работе использованы три группы методов исследования:

I. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.

II. Эмпирические методы: метод тестирования. Для выявления особенностей самоактуализации и профессиональной направленности использованы методики:

1. Методика “Самоактуализационный тест” Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозма-на, М.В.Загика и М.В.Кроза (в исследовательских целях нами интерпретируются только базовые шкалы);

2. Краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузина, предназначенный для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности;

3. Методика “Уровень субъективного контроля” Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкина и А.М.Эткинда, выявляющий индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями;

4. Методика “Изучение направленности личности” Б. Басса, определяю-щая одну из трех направленностей личности испытуемого: на себя (Я), на общение (О), на дело (Д).

III. Методы математической обработки эмпирических данных: крите-рий φ – угловое преобразование Фишера.

Эмпирической базой исследования выбраны факультет психологии и институт профессионального обучения и информационных технологий БГПУ им. Акмуллы. В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов в количестве 60 человек.

Практическая значимость исследования заключается в возможно-сти использования результатов исследования в профориентации. Как из-вестно в большинстве школ классы подразделяются на гуманитарные и математические, что обуславливает характер обучения в этих классах. Знание особенностей самоактуализации и развития будущих студентов даст дополнительную информацию, как самим учащимся, так и их родителям, учителям. Это обстоятельство, в свою очередь, поможет с выбором университета, профессии, специальности.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 66 источников и приложения. Объем работы – 105 страниц.

Выдержка из основной части

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ


1.1. Предпосылки психологического исследования самоактуализации личности в философии экзистенциализма

Экзистенциальная психология как направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С.Кьеркегора, Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А.Камю и др. Также экзистенциальная психология связана с именами Бинсвангера, Босса, Р.Мэя, Э.Ван Каама, Дж.Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Ключевое понятие в экзистенциональной психологии – понятие "существование", "экзистенции". "Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра, или перекладывание на плечи другого, на плечи ближнего, на плечи нации, государства, общества. Ты должен сам. Главное в понятии экзистенции – это идея отсутствия предзаданности, отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, здесь и теперь, в данный настоящий момент [56].

Искать корни экзистенциальной психологии традиционно принято в философии экзистенциализма – направлении, появившемся более ста лет назад и до сих пор влияющем на умы людей в разных частях земного шара. Некоторые историки психологии и философии склонны выделять истоки экзистенциализма еще в работах Шопенгауэра и Ницше, однако наиболее распространённой точкой зрения является та, согласно которой датский философ Сёрен Кьеркегор заложил первые камни в фундамент экзистенциальной философии. Однако в трудах этого мыслителя нет манифеста, нет явно простроенной структуры, да и собственно термина «экзистенциализм» еще нет. Но именно Кьеркегор вводит понятие экзистенции как «осознания внутреннего бытия человека в мире». Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой «неподлинное существование», обретение экзистенции предполагает решающий «экзистенциальный выбор», посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому «самому себе». Таким образом, в философии Кьеркегора поднимается вопрос о подлинности человеческого существования – вопрос явно не новый, но получивший как у самого датского философа, так и в будущем, новую трактовку и мощное развитие.

Более или менее близкие по духу идеи содержит другое философское направление – феноменология, основоположником которой является Э.Гуссерль. С определенными оговорками можно сказать, что ключевая идея этого направления – неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Общим моментом для феноменологии и экзистенциализма является обращение к индивидуальному переживанию.

Феноменологический анализ актуального человеческого существова-ния осуществляется представителями экзистенциальной психологии путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства.

Экзистенциальная психология исследует конфликты, обусловленные столкновением человека с данностями существования. Эти конфликты осознаются путем глубокой личной рефлексии и, как правило, связаны с переживанием человеком экстремального жизненного опыта. Экзистенциальная психология считает, что нет в человеке предзаданных свойств, сил, способностей. Направление развития личности определяется теми выборами, которые делает человек, «заключенный» в ситуацию. А.А. Леонтьев отмечает, что «неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за выбор – это предпосылки «нездорового развития», то есть какой-то однозначной направленности или сущности у человека нет» [30, с.41]. Дж. Роуэн констатировал «методологическую несовместимость» экзистенциальной и личностно-центрированной психологии, согласно которой все начинается с поля – всё предзадано.

Что касается основных вопросов, с которыми «работает» экзистенциализм, И.Ялом выделяет четыре основных узла экзистенциалистских проблем, пути, решения которых изучает экзистенциальная психология. Он считает, что экзистенциальный подход акцентуирует базисный конфликт следующего рода: этот конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существования подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире [61].

Вот четыре конечных данностей, с которыми сталкивается человек.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас “смертельным” страхом. Говоря словами Спинозы, “все сущее стремиться продолжать свое существование”; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремиться ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану. На самом деле индивид несет полную ответственность за свой мир, – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения “свобода” подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто, пустота, бездна. Открытие пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между осознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире – какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано – значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир [56].

Представители экзистенциальной психологии считают, что в человеке нет никаких предзаданных сущностей, которые бы определяли, что разовьется в дальнейшем. Человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше, и куда он будет развиваться. Направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Экзистенциальные психологи утверждают, что неправильный выбор, плохое осознавание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – это предпосылки "нездорового " развития личности.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектом, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от «онтологической тревоги» (иногда «фундаментальной», вид тревоги связанный с односторонним акцентом внимания на негативные аспекты всех данных как возможностей), он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, аналог самоактуализирующейся личности, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности.

В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок соци-альных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологическую тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды [48].

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.

Можно выделить основные и наиболее общие положения экзистенци-альной психологии. Б.В.Зейгарник в обобщенной форме называет следую-щие.

1. Человеческая психика, сознание не могут быть сведены к физиоло-гическим механизмам.

2. Человеческое действие всегда обладает значимостью (или стиму-лом), в которой находит свое отражение отношение человека к окружающему.

3. Специфически человеческим является «рефлектирующее» сознание, посредством которого человек высвобождается из ситуации и противостоит ей.

4. Человек не может рассматриваться изолированно от окружающего мира, с которым он находится в постоянном взаимодействии [48].

Много интересного в разработку вопросов существования человека вносит и религиозный экзистенциализм, яркими представителями которого являются отечественные философы Л.И.Шестов, Н.А.Бердяев. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге. Согласно Л.И.Шестову, например, свобода – это познанная необходимость (имеется в виду Бог), надо познать необходимость и примириться с нею, отдать себя в руки этой необходимости. Данная концепция понимания свободы связана с признанием необходимости, что значительно отличает ее, например, от сартровской: быть свободным – это быть самим собой. По мнению Н.А.Бердяева, человек есть "разрыв в природном мире", он – существо парадоксальное, двойственное, трагическое и противоречивое и понять его можно только в отношении того, что выше его самого – в отношении к Богу. Существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода перед Богом, в обращении к Богу, – подчеркивает Н.А.Бердяев, – человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Это обоюдный процесс и он дает высший смысл существования человека. Таким образом, Н.А.Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке и человек поднимается и обогащается, но и человек рождается в Боге и этим обогащается Божественная жизнь. Именно поэтому образ Христа здесь есть символ, рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге.

Н.А.Бердяев и другие религиозные экзистенциалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним возможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности во мнениях. Единственный способ разорвать мир объективации – это произвести освобождение от рабства, прорваться в вечность, осуществить победу над бытием. Именно в творческом акте, который есть экстаз, трансцендирование, по Бердяеву, и происходит освобождение человека от тяжести мира объективации, поскольку собственно в творческом акте разрывается замкнутость человеческого существования.

Таким образом, у Н.А.Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость по отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована ничем, даже Богом.

Ключевая идея экзистенциальной психологии наиболее ярко сформу-лирована Ж.-П.Сартром: существование предшествует сущности. Всё, что в жизни есть: тревога, вина, страх, отчаяние, с одной стороны, и надежда, свобода, ответственность и любовь, с другой, – все это не сваливается на человека неизвестно откуда, не заложено в него изначально, а порождается его собственными выборами и его собственными усилиями» [31, с.43].

Реальная человеческая жизнь, по Сартру, зависит от цели, которую он перед собой ставит. Причем должна быть конечная цель. Конечной целью может быть «тот идеал, который можно назвать Богом. Быть человеком – это стремиться быть Богом, или, человек – это фундаментальное желание быть Богом» [8, с.48]. Быть Богом – это быть всем и понимать всё, ничего не иметь вне себя, не признавать границ и условий, реализовываться во всех формах. Человек желает быть всемогущим и всезнающим, но это лишь свойство его сознания – жажда, лежащая в основе всех потребностей и устремлений. Однако проблема заключается в том, что сознание никогда не может стать реальностью и, следовательно, фундаментальный проект никогда не может быть реализован. Сознание живет, надеется, страдает, а реальность состоит из безжизненных фактов. Даже если нечто реализовывается, то цена этой реализации – омертвение. «Ценности, направляющие человеческую жизнь, остаются таковыми до тех пор, пока они не реальны, едва они считаются реализованными, как оказываются несовершенными или дефективными» [1, c.149].

Следовательно, другие люди так же являются для сознания человека вещами, не существуют на равных с ним, и он для других является лишь вещью. Таким образом, «Любовь завершается крахом, потому что каждый из двух партнеров хочет быть для другого целым миром, и тогда конфликт неизбежен; или, если один из них отказывается от этой претензии, то, с одной стороны, рождается мазохизм, а с другой – садизм. Сама смерть не составляет для человека никакой границы или исхода: она факт, как и рожденье; и, подобно рождению, она абсурдный факт» [1, с.150]. Другими словами ни один человек субъективно не воспринимает себя смертным существом. Таким образом, человек – это творец, обреченный в глобальном масштабе на неудачу. Эта обреченность по существу уравнивает все выборы, делает равно абсурдным и бессмысленным все выборы.

По существу, приведенные рассуждения Сартра имеют основу в выявленной С.Кьеркегором «парализующей мощи возможного», порождающей онтологическую тревогу. Этот вид тревоги связан с односторонним акцентом внимания на негативные аспекты всех данных как возможностей, любых проектов, деятельности, в которую мы можем вовлечься. Этот стиль рассуждений – «родовая» черта экзистенциальной философии и психологии. Любое событие, действие, деятельность оказывается бессмысленным, бесполезным в контексте слишком широком, рамки которого включают рождение и смерть как абсурдные факты. За пределами этого отрезка сознание ожидает Ничто, поэтому нет надежды рассчитывать на оценку своих усилий «извне, со стороны». Может ли человек следовать своим путем, осуществить «прорыв», не надеясь на рай, при полном знании того, что всё, к чему он прикоснется омертвеет [56]?

У экзистенциальной психологии нет однозначного ответа на этот во-прос. Все экзистенциалисты, понимая под экзистенцией совокупность воз-можностей, которые человек должен реализовать, сходятся в том, что экзи-стенция – это трансценденция к бытию и что движение трансцендирования носит не необходимый, а возможный характер, но дальше, указывает Н.Аббаньяно, позиции их расходятся. «Особенность позиции Хайдеггера состоит в том, что он, признавая, что экзистенция – это постоянная проекция в будущее, в конечном счете, приходит к выводу, что все проекты обречены на неудачу, ибо условия, в которых они реализуются, непременно их разрушают. Таким образом, экзистенция не может оторваться от «ничто». С другой стороны К. Ясперс подчеркивает, что все попытки экзистенции «дойти до бытия» оканчиваются крахом, так как человек не может отождествиться с бытием, не может воссоединиться с трансцендентностью» [1, c.10-11].

Обе эти установки Аббаньяно называет негативными, ввиду того, что они сводят экзистенцию к невозможности – невозможности оторваться от «ничто» и «невозможности прикрепиться к бытию». Но возможно еще одна, третья позиция: акцентировать внимание не на начальном или конечном пунктах движения, а на самом движении. То есть, экзистенция должна смотреть на саму себя как на отношение с бытием, которое всегда проблематично.

Если Хайдеггер и Ясперс в конечном счете сводили все возможности к невозможностям, то представители христианского экзистенциализма пре-вращали их в потенциальности, неизбежно предназначенные Богом. В этом случае, пишет Н.Аббаньяно, экзистенция утрачивает свою проблематичность, и процесс ее конструирования осуществляется как будто бы автоматически.

Таким образом, в экзистенциализме можно выделить три главных на-правления в зависимости от того, как они трактуют проблему возможного: 1) невозможность возможного; 2) необходимость возможного; 3) возмож-ность возможного. Третья позиция полностью соответствует предпосылкам теории самоактуализации, особенно по К.Роджерсу. Однако у А.Маслоу чувствуется сильное искушение принять вторую позицию.

Сартр в своих поздних работах рассматривает человеческое существование как «помещенное в историю и подверженное все ее перипетиям». Реальность им рассматривается как социальная реальность, которая посредством своих инертных институтов подавляет человеческую потребность в самостоятельном проектировании своей жизни. Подлинное существование обнаруживается в этой работе не как индивидуальный «прорыв», а как борьба против всех форм социального порядка в тех пределах, в которых они парализуют свободу индивидов. Эта борьба – процесс, который не будет иметь конца, и человек участвует в этом процессе как группа, которая свободно формируется на основе клятвы, консолидируется террором и отчуждает свой суверенитет в пользу харизматического вождя, чтобы избежать другие виды отчуждения. Такое объединение – это этап на пути движения к единому Богу, группа – один из множества богов, политеизм, подготавливающий окончательный монотеизм в неясной перспективе. «Человек — это всегда неудавшийся Бог, но он может реализоваться в группе как временное божество» [1, c.54] .

Не следует считать, что экзистенциализм считает необходимым при-вести человека к столкновению с его пределами, «запугать» его до паралича воли и бросить его в этом беспомощном состоянии [8]. Считается, что спасение человека в самом человеке. Обострение кризиса при столкновении с четырьмя проблемами побуждает человека к решению, в котором он обретает уверенность. Решимость, проявляющаяся в деятельности, вырывает его из обреченности обыденного бытия и дарует «подлинность» экзистенции. Этический идеал экзистенциализма заключается в мужественном противодействии беззащитности, заброшенности, нахождении глубинной опоры своих поступков, выборов внутри самого себя, через самостроительство. Идеал экзистенциализма реализуется в поступке, «ввязывании», преодолении собственной обособленности, готовности достойно принять давление среды. Подлинность бытия осуществляется через изолированное мгновение, в котором кардинально меняется отношение к будущему, именно такие мгновения дают человеку ощущение целостности и причастия к миру. Другими словами человек должен занять автономную позицию по отношению к миру и обрести в себе, в своем собственном проекте креативные силы, позволяющие противостоять давлению судьбы. Социальное и индивидуальное в экзистенциальном подходе составляют разные уровни бытия человека. Через собственную свободу духа человек способен занять определенную, «свою позицию», и найти возможность реализации своих идеалов.

Заключение (выдержка)

Данное исследование посвящено изучению самоактуализации студен-тов с разной профессиональной направленностью. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам самоактуализации и ее параметров показало, что проблема самоактуализации существует объективно и проявляется в форме неудовлетворенности субъекта своим бытием, что побуждает такого субъекта к попыткам решать эту проблему для себя, в своей личной жизни (К.Гольдштейн, А.Маслоу). Теории самоактуализации созданы на основе экспериментальной парадигмы в методологии; имеют в основе «органическое мировоззрение»; опираются, хотя и в неявном виде, на субъектоцентрические объяснительные концепции.

Теория самоактуализации не содержит в себе в истинном виде реше-ния проблемы самоактуализации. Эта теория скорее проблематизирует жизнь субъекта, ставя перед ним вопрос, а является ли он самоактуализи-рующейся личностью. Это сближает теорию самоактуализации с экзистенциальным подходом. Самоактуализация как процесс не имеет ясно выраженных ограничений. Самоактуализация как цель всегда носит промежуточный характер и на определенном этапе трансцендируется [24].

Понятие «самоактуализация» говорит о наличии «самости», которая нуждается в «актуализации». Понятие «самость» относится к тому виду живых существ, которые выделяют себя из реальности с помощью рефлексивного мышления. Самость – это центр, источник активности, деятельности человека. Цель самоактуализации – самоактуализированная личность, наиболее полное развитие способностей, психологический рост. Цель достигается в социально ориентированной деятельности, связанной с получением материально-вещественных, социально значимых результатов.

Профессиональная направленность имеет особенности в зависимости от ее типа: в данной работе – гуманитарная или техническая. Однако данные особенности не являются принципиальными в вопросе самоактуализации личности. Студенты обоих профессиональных направлений имеют одинаковые шансы самоактуализироваться, при этом следуя к ней (самоактуализации) разными путями.

В ходе эмпирической части данной работы нами была предпринята попытка провести исследование двух групп студентов с разной профессиональной направленностью.

Исследование самоактуализации студентов показало, что достоверных статистических отличий между собственно самоактуализацией студентов технической и гуманитарной направленности нет. Однако изучение параметров самоактуализации привело к различным результатам. Статистически значимые различия были выявлены в ходе исследования интегрального уровня интеллектуальной продуктивности и уровня субъективного контроля. Различия оказались незначимыми в ходе исследования ориентации направленности личности.

Список литературы

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни / Пер. с ит., коммент. и имен. указ. А.Л. Зорина. - СПб.: Алетейя, 1998

2. Абульханова К. А., Т. Н. Березина. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001

3. Абульханова-Славская К.А. Проблемы активности личности // Соци-ально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. – М., 1988

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993

6. Андрос О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения. – Пермь, 1992

7. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персонали-стической метафизики. – М.: Республика, 1995

8. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). – М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. – Л.: Наука, 1988.

10. Березин Ф.Б., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988

12. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека // w*w.hpsy.r*

13. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988

14. Больнов О.Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциа-лизма. Введение // Философская мысль. 2001. N 2. C.137-45

15. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. – СПб.: Лань, 1999

16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989

17. Вагин Ю., Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии. – Пермь, 2002

18. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 4. С.18-23; 2002. №1. С.5-14. №2. С.5-18.

19. Вахромов Е.Е. Между свободой и принуждением // Московский психологический журнал. 2004. №5 // h**t://magazine.mospsy.r*

20. Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход. Материалы первой Всероссийской Internet-конференции/Отв.ред Е.А. Уваров. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. – С.129-133.

21. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. №2. С.30-43.

22. Вахромов Е.Е. Психологическая помощь жертвам тоталитарных и культовых организаций: экзистенциальные мотивы аномального поведения // Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 1. С.5-18; №2. С.18-32.

23. Вахромов Е.Е. Психологические особенности самоактуализации под-ростков с отклоняющимся поведением // Автореф. дисс. … канд. пси-хол. наук. – М., 2003

24. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профес-сиональной деятельности: проблемы и возможности. – h**t://hpsy.r*

25. Вахромов Е.Е., Психологические концепции развития человека: тео-рия самоактуализации. Учебное пособие. – М.: Международная педагогическая академия, 2001

26. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высшая школа, 2001

27. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996

28. Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства / Н.И. Козлов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», ОАО ВЗОИ, 2004

29. Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В. Б. Успенский (отв. ред.) и др.]. – Ярославль, 1976

30. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994

31. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Изд-во «Смысл», 1999

32. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2001

33. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: Изд-во: Урал LTD, 1999

34. Моросанова В.И. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции и их связь с успешностью обучения //Психологический журнал.1995. №4.

35. Моросанова В.И. Регуляторные предпосылки выбора новой профес-сии // Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 1995. – С.121-130.

36. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особен-ностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. №5. С.134-140

37. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / Отв. ред. Э.А. Александрян . – Ер.: АН АрмССР, 1988

38. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1997

39. Перна Н.Я. Ритм, жизнь и творчество личности. – М.: Наука, 1975

40. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тес-ты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. . СПб: Издательство "Питер", 2000

42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000

43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в пси-хологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995

44. Советский энциклопедический словарь. – М.: Издательство Советская энциклопедия, 1982

45. Стретерн П. Макиавелли за 90 минут / п. Стретерн; Пер. с англ. С бобровой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004

46. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие // w*w.hpsy.r*

47. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации //w*w.i-u.r*

48. Философия XX века. Учебное пособие. – М., ЦИНО общества "Зна-ние" России, 1997

49. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990

50. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Феникс, 1993

51. Халяпина Л. Н. Социализация учителя.- Кузбассвузиздат, 1995

52. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. – 1989, №9. – с. 54 – 60.

53. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981

54. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003

55. Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общение. – Пермь, 1992

56. Экзистенциальная психология / Под ред. Р.Мэя. – М.: Апрель-Пресс & Эксмо-Пресс, 2001

57. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992

58. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М., 1996

59. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. – СПб, 1996

60. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955 Становление: основные положения психологии личности. Перевод Л.Трубицыной и Д.Леонтьева В кн.: Г.Олпорт. Становление личности. Избранные труды. М.: "Смысл", 2002, с.166-216. Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2005

61. Irvin D. Yalom. Existential Psychotherapy. N.Y.: "Basic Books", 1980 М.: "Класс", 1999. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Перевод Т.С. Драбкиной

62. Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, К.: PSYLIB, 2004

63. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin, 1971 А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999, К.: PSYLIB, 2003

64. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. Litton Education Publishing, 1968 А. Маслоу. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997, К.: PSYLIB, 2003

65. Rogers С. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994, К.: PSYLIB, 2004

66. Shostrom E.L. Man, the manipulator:The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967 К.: PSYLIB, 2003

Похожие работы
ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Дипломная работа

Профессиональная направленность семейного социального педагога - Курсовая работа

Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа - Дипломная работа

Особенности смысложизненной ориентации студентов психологов - Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ - Дипломная работа

Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ - Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН - Дипломная работа

Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Дипломная работа
Страниц: 105
Год: 2016
Цена: 2700 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.