Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «СТРАХ УСПЕХА: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации избегания успеха 7

1.1. Страх успеха: развитие взглядов на проблему 7

1.2. Влияние гендерных стереотипов на мотивацию достижений в профессиональной и семейной сферах 15

1.3. Социальные и психологические предпосылки страха успеха у женщин и мужчин 33

Выводы 42

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных особенностей феномена страха успеха 43

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования 43

2.2. Анализ результатов исследования 48

Выводы 63

Заключение 65

Литература 68

Приложение 72

Введение (выдержка)

Актуальность. Гендерные стереотипы, существующие в обществе, приписывают различные роли и функции мужчинам и женщинам. Усвоение гендерных ролей происходит с детства в процессе воспитания, соблюдение же их регулируется обществом на протяжении всей жизни человека.

Согласно традиционным представлениям, для женщин приоритетными являются такие виды деятельности, как ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, а для мужчин – материальное обеспечение семьи. Подобные стереотипы нередко оказывают негативное влияние на жизнь человека: один и тот же поступок может интерпретироваться по-разному в зависимости от пола, тормозится развитие тех качеств, которые не соответствуют полу человека. Кроме того, на гендерных стереотипах основано такое явление, как дискриминация в профессиональной деятельности по половому признаку.

Усвоенные человеком гендерные стереотипы могут вступать в проти-воречие с его собственными интересами и мотивами, следствием чего может явиться так называемый «гендерный внутриличностный конфликт». Выделяют следующие основные типы гендерных внутриличностных конфликтов: экзистенциально-гендерный конфликт (возникает на основе противоречия между утратой или переоценкой прежних основных жизненных смыслов и несформированностью новых смысложизненных ориентаций), ролевой конфликт работающей женщины (проявляется в негативных переживаниях по поводу совмещения своих профессиональных и семейных ролей), конфликт боязни успеха.

Феномен боязни успеха в профессиональной деятельности, характерен для женщин. Особенность его состоит в том, что избегают успеха они лишь в тех областях, где его достижение женщиной противоречит гендерным стереотипам.

Исследование данного явления оказывается наиболее актуальным на современном этапе развития общества, когда существенно возросло количество женщин, стремящихся строить карьеру.

При возможных отрицательных последствиях достижений страх успеха проявляется у представителей обоих полов. А если учесть тот факт, что следование норме антиженственности заставляет мужчин избегать специфически женских занятий, можно предположить существование боязни успеха у мужчин в нетрадиционных для них сферах деятельности (например, в выполнении домашних обязанностей). Поэтому необходимым является изучение мотивации избегания успеха не только у женщин, но и у мужчин.

Противоречие между важностью существования феномена страха ус-пеха и недостаточной разработанностью данной области определило проблему нашего исследования.

Цель исследования: изучение гендерных особенностей феномена страха успеха в профессиональной и семейной сферах.

Объект исследования: мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: гендерные особенности мотивации избегания успеха во взаимосвязи с особенностями самооценки, гендерной идентификации, мотивации к успеху и избеганию неудач.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы мотивации стремления к успеху и избегания неудачи в трудах отечественных и зарубежных авторов.

2. Провести психодиагностическое исследование мотивации избега-ния успеха в профессиональной сфере и сфере выполнения семейных обязанностей у мужчин и женщин.

3. Выявить особенности самооценки, гендерной идентификации, мо-тивации к успеху и избеганию неудач у мужчин и женщин.

4. Проанализировать взаимосвязь между феноменом страха успеха в профессиональной и семейной сферах и такими личностными особенностя-ми, как самоотношение, гендерная идентификация, мотивация к успеху и избеганию неудач у мужчин и женщин.

Изучением феномена страха успеха занимались такие ученые как М.Хорнер, Г.В.Турецкая, П.И.Дынин, И.С.Клецина, Т.В.Бендас, R.M.Kanter, L.Monahan и др.

Гипотезы:

1. Страх успеха в профессиональной сфере более характерен для женщин, чем для мужчин.

2. Страха успеха в сфере выполнения семейных обязанностей более характерен для мужчин, чем для женщин.

3. Существует взаимосвязь между проявлением страха успеха в про-фессиональной и семейной сферах и такими личностними особенностями, как самоотношение, гендерная идентификация, мотивация к успеху и избеганию неудач.

Методы исследования. В работе использованы три группы методов.

I. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.

II. Эмпирические методы: метод тестирования. В исследовании использованы следующие методики:

1) проективная методика избегания успеха (М.Хорнер),

2) тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев),

3) полоролевой опросник (С.Бэм),

4) тест «Изучение мотивации к успеху» (Т.Элерс),

5) тест «Изучение мотивации к избеганию неудач» (Т.Элерс).

III. Методы математической обработки эмпирических данных: крите-рии U – критерий Манна-Уитни, критерий φ* - угловое преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

Эмпирическая база исследования. В эмпирическую группу вошли 60 человек (работников производственного предприятия) в возрасте 25-55 лет, из них 30 мужчин и 30 женщин.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы практическими психологами, оказывающим помощь мужчинам и женщинам, строящим карьеру.

Апробация работы: Результаты исследования докладывались на конкурсе научных работ студентов БГПУ им. М.Акмуллы (I место по направлению «Психологические науки») и на XII Республканском Конкурсе научных работ студентов вузов РБ (победа в номинации «За актуальность»), опубликованы в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 18-19 апреля 2007) и сборнике материалов конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2007).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 37 источников, приложения. Объем работы 71 страницы.

Выдержка из основной части

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

МОТИВАЦИИ ИЗБЕГАНИЯ УСПЕХА

1.1. Страх успеха: развитие взглядов на проблему

Проблему мотивации достижения изучали такие ученые, как McCleland, Atkinson, Feather, Weiner и др. Согласно Аткинсону, мотивация достижения – основной источник деловой активности отдельного индивида и двигатель экономического развития общества в целом. Модель мотивации достижения Аткинсона предполагает наличие у человека двух мотивационных тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач.

В своих работах Аткинсон отмечал тот факт, что его модель для мужчин работает лучше, чем для женщин. Одно из объяснений существования данной закономерности принадлежит ученице Аткинсона Мартине Хорнер. Ею в модель Аткинсона был добавлен третий фактор, характерный для женщин – мотивация избегания успеха [34].

Хорнер создала проективную методику для изучения данного феномена. Студентам предлагалось закончить рассказ, где героем или героиней был индивид их пола, добившийся значительных академических успехов и имеющий хорошие перспективы. При этом герой оказывался перед выбором: закончить обучение, став лучшим студентом в группе или уступить представителю противоположного пола. В результате исследования были получены существенные гендерные различия: 90% мужчин связывали успех с положительными эмоциями и приятными событиями жизни, а 65% женщин описали негативные последствия успеха. Данный феномен получил название боязни успеха (мотивации избегания успеха). При этом автор подчеркивает, что это не предполагает стремления к неудаче, а лишь указывает на страх перед успехом из-за возможных его отрицательных последствий [4].

По мнению Хорнер, успех ассоциируется у женщин с такими его воз-можными последствиями, как утрата женственности, потеря отношений с близкими людьми и социальное отвержение. Поэтому успех или его вероятность вызывают у женщин ощущение тревоги и страха. Как правило, женщина ставит себя перед выбором между профессиональной сферой и сферой значимых отношений, т.к. успех в обеих кажется для нее взаимоисключающим. Приоритет обычно в итоге отдается сфере семейных отношений [34].

Г.В.Турецкая дает следующее определение понятию «страх успеха». «Страх успеха – присущая женщинам характеристика, выражающаяся в избегании успеха из-за нежелательных для значимых отношений последствий, ассоциирующихся с ним» [34, с. 37].

Т.В.Бендас определяет понятие «боязнь успеха» следующим образом. «Боязнь успеха – мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий» [4, с. 337].

В изучении проблемы мотивации избегания успеха у женщин сущест-вуют две основных точки зрения:

1. Страх успеха – интрапсихическая характеристика (мотивационная гипотеза);

2. Страх успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипов (полоролевая гипотеза) [34].

Согласно Хорнер, придерживающейся мотивационной гипотезы, стремление к избеганию успеха изначально присуще женской природе и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Но в ситуациях профессиональных и академических достижений (нетрадиционных для женщин) данная черта проявляется более выражено, нежели в социальных ситуациях.

Согласно результатам исследований М.Хорнер и других авторов, в 13 лет страх успеха одинаково присущ представителям обоих полов, с 17 же лет выраженность данного качества становится выше у девушек. Мотивация избегания успеха обнаруживается у 59-90% взрослых женщин и лишь у 8% мужчин [4].

По мнению Хорнер, страх успеха способен тормозить реальные результаты деятельности. Наиболее ярко, по мнению автора, исследуемый феномен должен проявляться у способных, ориентированных на достижения женщин и в тех ситуациях, где достижения их сравниваются с успехами значимых мужчин. Хорнер отмечает, отношения с мужчиной, как правило, более значимы для женщин, чем успех. Поэтому в случае конкуренции женщина готова уступить ему, чтобы сохранить эти отношения. На этом основании С.Кросс и Л.Мэдсон считали страх успеха боязнью испортить отношения с близкими людьми.

Со временем на место мотивационной пришла полоролевая гипотеза, которой сейчас и придерживается большинство авторов. Так, по мнению Peplau, в мотивации избегания успеха находят свое отражение стереотипы, существующие в обществе. Влияние гендерных стереотипов на мотивацию достижения женщин проявляется в том, что они испытывают тревогу не из-за успеха вообще, а из-за успеха лишь в тех сферах деятельности, которые являются для них нетрадиционными [34].

Согласно исследованиям Breedlove и Cicirelly, страх успеха у женщин, занятых в сфере медицины, выражен сильнее, чем у женщин, работающих преподавателем начальных классов, такая же закономерность наблюдается и при сравнении инженерного дела с медсестринским.

Такие авторы, как Monahan, Kuhn, Argote и др., считают, что феномен страха успеха выполняет функцию поддержки культуры. В доказательство своей точки зрения они приводят тот факт, что к достижению успеха женщинами отрицательно относятся как мужчины, так и женщины.

Влияние стереотипов, принятых в обществе, на формирование страха успеха у женщин было подтверждено в исследованиях O’Lerry, Hammak, Lipman-Blumen, Tangri, которые экспериментально доказали тот факт, что для женщин с традиционной полоролевой ориентацией более характерна мотивация избегания успеха [34].

Результаты исследования М.Комаровски, экспериментировавшей с составом групп, также подтвердили внешнюю обусловленность проявления мотивации избегания успеха: участницы эксперимента более положительно отнеслись к ситуациям достижения, работая в одиночестве, чем в смешанной соревновательной группе [34].

Появление и увеличение гендерных различий в мотивации избегания успеха у взрослых людей по сравнению с детьми Т.В.Бендас объясняет различными видами стимулирования к достижению, применяемыми обществом для мужчин и женщин. «Общество постоянно стимулирует мужчин к получению успеха, а женщины в этом плане либо не поощряются, либо даже стимулируются негативно. По крайней мере, для них существуют барьеры в виде предубеждений, осуждения, неодобрения, не позволяющие заниматься некоторыми видами деятельности, которые считаются «мужскими». Как правило, для мужчин таких барьеров не существует – они вполне могут добиваться успехов в традиционно «женских» областях, и это не только не осуждается, но порой вызывает восхищение у окружающих. Так складывается стереотип о том, что в любом виде деятельности мужчины более успешны, чем женщины» [4, с. 219].

В процессе исследования страха успеха Г.В.Турецкая выделила сле-дующие его эмпирические референты:

- недооценка своих профессиональных достижений и перспектив;

- неудовлетворенность своими проявлениями в рабочей роли;

- отказ от дальнейшего продвижения в делах, застревание на опреде-ленном уровне;

- ощущение недостатка женственности, потери женственности в связи с карьерой;

- тревога о сохранении семьи или других значимых отношений, испытываемая в связи с профессиональным успехом;

- беспокойство по поводу недостаточного времени и внимания, уделяемого семье;

- тенденция к искусственному ослаблению своей позиции для сохранения отношений в том случае, когда она воспринимается как лидерская.

В результате исследования Г.В.Турецкой, в котором приняли участие деловые женщины (депутаты Государственной Думы, директора предприятий, предприниматели и проч.) были получены следующие результаты: в 54,55% случаев женщины оценивали свои профессиональные успехи ниже, чем их коллеги-эксперты; 48,48% обследовавшихся женщин связывали тревогу о сохранении семьи с профессиональным успехом; все женщины высказывали беспокойство по поводу того, что из-за напряженной работы они уделяют мало времени и внимания семье; по мнению респонденток, не всем удается сочетать деловые качества с женственностью в оптимальной пропорции, 81,81% женщин при этом стремятся к признанию своих деловых качеств од-новременно с признанием женственности их рабочим окружением; видимых проявлений страха успеха не было обнаружено у деловых женщин с утилитарным отношением к работе (работа не представляет самостоятельной ценности, а необходима для удовлетворения иных потребностей, нежели потребности в самореализации). Согласно выводам Г.В.Турецкой, боязнь успеха более свойственна инновационным, нежели традиционным женщинам, в раскрытии феномена страха успеха очень высок удельный вес характеристик ранней социализации, при этом центр тяжести изучаемого феномена находится не во внутренней сфере, а вовне, в контексте отношений и культуры в целом [34].

Е.И.Рогов указывает на следующие причины, не позволяющие женщине поверить в свои возможности участия в активной жизни общества:

1) культурные ожидания, определенные традицией, которые усваива-ются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром. Они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, на выбор карьеры и т. д.;

2) особенности социализации: социокультурное пространство ребенка организовано так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных половых ролей. Так, дети получают разные игрушки, окружение закрепляет у них различные модели поведения. У них формируется разный образ «Я» – мужской или женский. Эти стереотипы активно поддерживаются обществом;

3) тип отношений родителей с детьми разного пола. У девочек, как правило, эти взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что пре-пятствует развитию их самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в силу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную активность [30].

Рассматривая мотивы трудовой деятельности, можно выделить три группы причин, заставляющих человека заниматься трудом [15].

Первая группа причин – побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям, общественная установка на необходимость трудовой деятельности, а также нежелание прослыть тунеядцем).

Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и своей семьи (зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей).

Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации (удовлетворение творчества, оправдание смысла своего существования, а также удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других).

Также можно выделить два вида мотивации вообще и мотивации тру-довой деятельности в частности: экстринсивная (обусловленная внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивная (внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями) [15].

В исследовании влияния особенностей совмещения женщинами рабо-ты с семейно-бытовой сферой на деловую успешность женщины, проведен-ном Г.В.Турецкой, были выделены типы женской деловой активности: «инновационный», «профессиональный» и «вынужденный».

Женщины инновационного типа характеризуются не только высокой деловой активностью, но и такими особенностями личности, как высокая степень ответственности, самостоятельности, напряженности, риска, выполнения управленческой роли, эмоциональной вовлеченности в работу. Эти женщины являются лидером в экономическом (их доход составляет около 70% от общего дохода семьи) и эмоциональном отношении в своих семьях, что приводит к нетрадиционному распределению семейных обязанностей. Женщины данного типа считают себя реализовавшимися в обеих сферах – семьи и работы – в высокой степени (при этом степень реализации в работе выше).

Деловая активность женщин профессионального типа характеризуется внутренней мотивацией, наличием карьерных устремлений. Эти женщины имеют, как правило, статус наемных работников. Женщины данного типа реализуются в профессиональной деятельности в большей степени, чем в семье.

Вынужденный тип деловой активности отличается внешней мотивацией (обычно материальные факторы), отсутствием идентификации с работой и потребности в профессиональной самореализации. Данный тип деловой активности также характерен для женщин, не имеющих управленческих профессиональных обязанностей. В большей степени женщины данного типа реализуются в семье [33].

Что касается наличия мотивации избегания успеха у женщин с разны-ми типами деловой активности, Г.В.Турецкая по ряду полученных в отечественных исследованиях данных делает следующий вывод: «…можно предположить наличие «страха успеха» у женщин с профессиональным типом деловой активности, а у женщин, имеющих более высокий деловой статус, он отчетливо не обнаруживается. Вероятно, это объясняется своего рода естественным отбором, который прошли достигшие высоких позиций в бизнесе женщины, – либо этот социально-психологический феномен не был свойственен им с самого начала, либо они научились компенсировать соответствующие внутриличностные переживания опытом деловой активности и личностных отношений. У женщин вынужденно-активного типа не удалось выявить страх успеха социально-психологическими методами. Потенциально именно эти женщины при их выраженной традиционной полоролевой ориентации должны составлять «группу риска», но при невысоком деловом статусе феномен «страха успеха» у них не актуализирован, существуя, по всей видимости, на уровне установки» [33, с. 68-69].

К.Бридлов и В.Цицирелли провели исследовали страх успеха у женщин различных профессий (учителя, медсестры, инженеры). Согласно результатам, феномен боязни успеха достигает максимума у женщин, находящихся на вершине инженерной иерархии (сфера, не типичная для женского пола) и имеющих много семейных обязанностей [14].

Что касается представлений женщин об успехе и карьере, они сущест-венно отличаются от представлений мужчин. Отличие это касается взглядов на критерии успеха в карьере. В то время как для мужчин главным является продвижение по карьерной лестнице, для женщин большее значение имеет психологический успех. Критериями этого психологического успеха являются статус места работы, статус названия организации, место рабочих встреч и внешний вид [4, с. 258].

Н.В.Ходырева отмечает, что существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, нежели мужчины. Вторая – что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин большее значение имеет потребность в аффилиации (эмоциональном принятии), чем потребность в достижениях. Сторонники третьей точки зрения считают, что мужчины и женщины обладают мотивом достижения в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности [14].

Г.В.Турецкая в своей статье указывает на сокращение работ, посвя-щенных исследованию проблемы мотивации избегания успеха, в последние годы. Причину данного явления она видит в развитии эгалитарных взглядов в обществе и возрастании количества женщин, строящих карьеру и обретающих финансовую независимость [34].

Л.Г.Почебут и В.А.Чикер отмечают, что в последнее время все боль-ше возрастает доля женщин в сфере предпринимательства. Однако закономерным является то, что продвижение женщин быстрее происходит в тех областях, которые наименее подвержены влиянию стереотипов и медленнее – в традиционных сферах занятости [27, с. 200-201].

Monahan, Kuhn, Argote и др. отмечают, что при возможных отрица-тельных последствиях достижений страх успеха проявляется у представителей обоих полов (в то время как при возрастании вероятности социального одобрения проявление мотивации избегания успеха сни-жается) [34].

Обобщая результаты исследований зарубежных авторов, Е.П.Ильин пишет о том, что страх успеха может проявляться и у мужчин, если их род деятельности не соответствует их гендерной роли. Черри и До отмечают, что мужчина в школе медсестер также будет избегать успеха. С.Пайк С.Кэйхилл обследовали врачей с помощью методики избегания успеха М.Хорнер. В результате они обнаружили, что мужчины-врачи больше боятся успеха, чем их коллеги женского пола. Страх успеха может появиться у мужчин также в тех случаях, когда они не хотят вызвать зависть своих сослуживцев, нарушить дружеские отношения с ними [14].

Заключение (выдержка)

Согласно традиционным взглядам, главное назначение женщины – реализация функций жены, матери и хозяйки дома является мужским занятием, а роль мужчины заключается в материальном обеспечении семьи.

Традиционные гендерные представления часто становятся барьерами на пути реализации внутренних потребностей и стремлений мужчин и жен-щин. Проявлением негативного влияния гендерных стереотипов является феномен страха успеха. Данный феномен был выявлен у женщин. Особенностью его является то, что избегают успеха они лишь в тех областях, где его достижение женщиной противоречит гендерным стереотипам.

Тревогу у женщин вызывает не сам профессиональный успех, а его возможные последствия. Успех в сфере профессиональной деятельности, по мнению таких женщин, несовместим с успехом в сфере отношений с близкими людьми, и поэтому ассоциируется у них с такими негативными явлениями как потеря женственности, ухудшение отношений со значимыми людьми, осуждение окружающих. Как правило, женщина ставит себя перед выбором между профессиональной сферой и сферой значимых отношений. Приоритет обычно в итоге отдается последней.

При возможных отрицательных последствиях достижений страх успеха проявляется у представителей обоих полов (в то время как при возрастании вероятности социального одобрения проявление мотивации избегания успеха снижается). Данное явление не только доказывает тот факт, что отношение человека к успеху зависит от реакции на него окружающих (в том числе основанной на гендерных стереотипах), но и позволяет предположить существование боязни успеха у мужчин в нетрадиционных для них сферах деятельности (например, в выполнении домашних обязанностей).

Томпсон и Плек выделили факторы структуры ролевых норм, входя-щих в понятие «мужская роль»: норма статуса (согласно которой, успеш-ность мужчины определяется величиной его заработка), норма твердости (предполагает проявление мужчиной эмоциональной, умственной и физической силы и твердости) и норма антиженственности (заставляет мужчин избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения). Влияние данных норм также может негативно сказываться на отношении мужчины к успеху в традиционно «женских» видах деятельности.

Согласно результатам нашего исследования, феномен страха успеха в профессиональной деятельности более характерен для женщин, чем для мужчин. Женщины более склонны жертвовать построением карьеры ради карьеры своего супруга, нежели мужчины. Кроме того, для женщин более характерны личностные качества, соответствующие страху успеха (нерешительность, уступчивость и т.п.). Таким образом, первая гипотеза, относительно большей выраженности у женщин страха успеха в профессиональной деятельности, подтвердилась.

Вторая гипотеза, относительно большей выраженности у мужчин страха успеха в семейной сфере, чем у женщин, не подтвердилась. Согласно результатам нашего исследования, феномен боязни успеха в сфере выполнения семейных обязанностей мало характерен как для женщин, так и для мужчин.

Что касается третьей гипотезы, относительно взаимосвязи страха успеха в профессиональной и семейной сферах у мужчин и женщин с различными личностными характеристиками, она также подтвердилась лишь отчасти. Была установлена взаимосвязь страха успеха в профессиональной сфере у женщин и таких факторов, как самопонимание и выраженность маскулинных качеств. Согласно результатам исследования, женщины, имеющие страх успеха в профессиональной деятельности, характеризуются пониженным уровнем самопонимания и повышенным уровнем выраженности маскулинных качеств.

В мужской выборке была установлена взаимосвязь страха успеха в профессиональной сфере с уровнем самоинтереса. Мужчины с выраженным страхом успеха в профессиональной сфере характеризуются пониженным уровнем самоинтереса.

Что касается боязни успеха в семейной сфере у мужчин и женщин, не удалось установить связи между ним и каким бы то ни было личностным качеством из исследуемых.

Таким образом, феномен страха успеха в профессиональной и семей-ной сферах у мужчин и женщин находится в слабой зависимости от таких личностных характеристик, как самоотношение и гендерная идентификация, и не зависит от уровня мотивации к успеху и избеганию неудач.

Список литературы

1. Айвазова, С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант / С.Г.Айвазова // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. центр гендерных исследований. – М.: Аcademia, 2001. – 519с.

2. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, при-чины и последствия // Социологические исследования. – 2006. – №4. – С.47-57.

3. Баскакова, М.Е. Высшее образование для мужчин и женщин / М.Е.Баскакова // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. центр гендерных исследований. – М.: Аcademia, 2001. – 519с.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В.Бендас. – СПб.: Питер, 2006. – 431с.

5. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320с.

6. Большой толковый социологический словарь. – М.: АСТ, 1999. Т.1.

7. Воронина, О. Загадка или мистификация? / О.Воронина // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Моск. Центр гендерных исследований. Моск. высшая школа соц. и экон. наук. – М.; 2001. – С.204-210

8. Гаврилица, О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – С.64-70.

9. Голодненко, В.Н. Материальное стимулирование труда женщин в промышленности / В.Н.Голодненко // Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. – М.: Наука, 1991. – 128с.

10. Де Бовуар, С. Второй пол / С.Де Бовуар // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Моск. Центр гендерных исследований. Моск. высшая школа соц. и экон. наук. – М., 2001. – С.29-34

11. Демиденко, Т.М. Актуальные проблемы социальной защиты женщин в современных условиях / Т.М.Демиденко // Сборник материалов Все-российской научно-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах». – Пенза: ПДЗ, 2000. – С.164-167.

12. Дынин, П.И. Женщина и карьера / П.И.Дынин // Практикум по гендер-ной психологии/ Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С.300-315.

13. Здравомыслова, О.М. Планирование семьи в условиях российского социально-экономического кризиса / О.М.Здравомыслова // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций/Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. Центр гендерных исследований.- М.: Аcademia, 2001.-519с. – с.473-483

14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщи-ны / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.

15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512с.

16. Клецина, И.С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации / И.С.Клецина // Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С.131-135.

17. Клецина, И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект / И.С.Клецина // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О.Ю.Малиновой, А.Ю.Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005 – С.167–184.

18. Клецина, И.С. Гендерные знания и их роль в работе будущих практических психологов / И.С.Клецина // w*w.giacgender.narod.r*

19. Клецина, И.С. Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики / И.С.Клецина // Практикум по ген-дерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С.259-260.

20. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 61-78.

21. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И.С.Кон // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. Центр гендерных исследований.- М.: Аcademia, 2001.-519 с. – с. 185-198.

22. Короткова, О. Западная модель построения карьеры на российском рынке / О.Короткова // Услуги и цены, 2002.//w*w.mikbit.r*

23. Мезенцева, Е.Б. Гендерная экономика: теоритические подходы / Е.Б.Мезенцева // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Московский центр гендерных исследований. – М.: Аcademia, 2001. – 519с.

24. Миллетт, К. Теория сексуальной политики / К. Миллетт //Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». – М.: Московский центр гендерных исследований. Моск. высш школа соц. и экон. наук, 2001. – С.34-47.

25. Овчинникова, Е.Г. К вопросу о равноправии женщин в России: декларация и реальность / Е.Г.Овчинникова // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы Международной научной конференции. – Иваново: Юнона, 2000. – С.149-153.

26. Ожигова, Л.Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности / Л.Н.Ожигова// Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. - С.164-165.

27. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г.Почебут, В.А.Чикер. – СПб: «Речь», 2002. – 298с.

28. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

29. Римашевская, Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России / Н.М.Римашевская // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций/Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. Центр гендерных исследований. – М.: Аcademia, 2001. – 519с.

30. Рогов, Е.И. Психология отношений мужчины и женщины / Е.И.Рогов. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 288с.

31. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350с.

32. Тупицына, И.А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека / И.А.Тупицына // Практикум по гендерной психологии./ Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С.143-145

33. Турецкая, Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования. – 2001. – №2. – С.67-73.

34. Турецкая, Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. – 1998. – т.19. – №1. – С.37-46.

35. Хоткина, З.А. Гендерный подход к анализу труда и занятости / З.А.Хоткина // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. РАН. Моск. Центр гендерных исследований. – М.: Аcademia, 2001. – 519с. – С.353-377.

36. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с.

37. Юркова, Е.В., Клецина, И.С. Социально-психологический анализ ген-дерных ролей / Е.В.Юркова, И.С.Клецина //Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С.207-219.

Похожие работы
Гендерные особенности самоактуализации личности в психологии - Курсовая работа

Гендерные особенности самоактуализации личности на примере предприятия - Дипломная работа

Влияние гендерных особенностей на восприятие наказания осужденными - Дипломная работа

Диагностика гендерных особенностей самоактуализации сотрудников компании(преддипломная практика) - Отчет по практике

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН - Дипломная работа

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - Дипломная работа

Подготовка и развитие женщин-менеджеров - преодоление стереотипов поведения и обеспечение эффективной работы - Курсовая работа

Подготовка_и_развитие_женщин-менеджеров - Курсовая работа

Особенности проявления агрессивности девочек-подростков - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ ДЕТЕЙ - Курсовая работа

Покупка готовой работы
Название: «СТРАХ УСПЕХА: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Год: 2016
Цена: 2800 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.