Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат. Есть приложения

Содержание


Введение….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

1.1. Теоретические аспекты исследования внимания и внимательности….….6

1.2. Психологические характеристики и особенности внимания подросткового возраста….….17

Выводы по первой главе….25

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования ….….26

2.2 Анализ, интерпретация и обобщение результатов исследования. 29

Выводы по второй главе….….34

Заключение….….35

Список литературы…37

Приложение

Введение (выдержка)

Избирательность и направленность - важные характеристики психических процессов. Эти характеристики связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от других процессов оно не имеет своего содержания, проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Оно является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности человека.

Подростковый возраст - один из наиболее кризисных в жизни человека, т.к. характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.

Ученые замечают, что внимание подростка легко переключается с предмета на предмет, однако они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Внимание подростка характеризуется объемом, а также специфической избирательностью, которая зависит от направленности интересов. Подростки часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Внимание становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять его. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

Актуальность рассмотрения данной проблематики обусловлена противоречием между недостаточной разработанностью вопроса и практической необходимостью выявления особенностей процесса внимания у подростков, поскольку функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в процессе обучения. От развития и организации внимания зависят качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования необходимости исследования внимания у подростков. В практическом плане это проблема особенностей внимания на различных возрастных этапах.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения по изучению внимания П.Я. Гальперина, К.Д. Ушинского, Н.Н. Ланге, Б.М. Теплова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлова, Д.Н. Узнадзе и др.

Цель исследования: выявление особенностей процесса внимания у мальчиков и девочек подростков.

Объект исследования – процесс внимание.

Предмет исследования - особенности процесса внимания мальчиков и девочек подростков.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у мальчиков и девочек подросткового возраста существует различия в особенностях внимания.

Задачи исследования:

1) определить психологические особенности процесса внимания;

2) раскрыть суть психологических особенностей внимания у подростков;

3) провести исследование по выявлению особенностей внимания у мальчиков и девочек подросткового возраста

Этапы эмпирического исследования.

1. Изучение литературы по проблеме особенностей внимания.

2. Раскрытие сути особенностей внимания у подростков.

3. Определение методик исследования.

4. Анализ полученных результатов.

5. Сделать вывод.

Методики исследования:

1. Корректурная проба (Б. Бурдон)

2. Тест "Таблицы Шульте"

3. Методика счет по Крепелину

Теоретическая значимость: были проанализированы основные подходы к понятию внимания, и его особенностей в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования: определяется возможностью использования данного материала в целях коррекционных и профилактических мероприятий школьных психологов и психологов центров.

Описание выборки исследования. Выборку исследования составят 27 подростков, из них 15 девочек и 12 мальчиков.

В качестве базы исследования выступила СОШ № 5 г.Туймазы.

Структуру работы включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрывается актуальность изучения проблемы особенностей внимания у подростков, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет и указаны этапы исследования.

Первая глава посвящена теоретическому анализу проблематики исследования. Вторая глава направлена на описание эмпирического исследования и анализ полученных данных. В заключении изложены теоретические и практические выводы в целом по работе. Список литературы включает 30 источников.

Выдержка из основной части

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования: выявление особенностей процесса внимания у подростков.

Объект исследования – процесс внимание.

Предмет исследования - особенности процесса внимания у подростков.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у мальчиков и девочек подросткового возраста существует различия в особенностях внимания.

Задачи исследования:

1) определить психологические особенности процесса внимания;

2) раскрыть суть психологических особенностей внимания у подростков;

3) провести исследование по выявлению особенностей внимания.

Этапы эмпирического исследования.

1. Изучение литературы по проблеме особенностей внимания.

2. Раскрытие сути особенностей внимания у подростков.

3. Определение методик исследования.

4. Анализ полученных результатов.

5. Сделать вывод.

Методики исследования:

Корректурная проба (Б. Бурдон)

Метод исследования внимания. Автор Б. Бурдон. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки (Приложение 1).

Тест "Таблицы Шульте"

Тест "Таблицы Шульте" позволяет диагностировать: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость.

Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (рис.) На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.

Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда испытуемый называет число "25", экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций испытуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.

При оценке результатов, прежде всего, становятся заметны различия в количестве времени, которые испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40 - 42 секунды (Приложение 2).

Методика счет по Крепелину

Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Мы пользуемся этой методикой в модификации R. Shulte — обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, R. Shulte предложил при получении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток.

Для проведения опыта необходим специальный бланк. Дается инструкция— производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Анализ результатов может также проводиться по следующим двум направлениям:

1) количественное сопоставление результатов испытуемого со среднегрупповыми результатами;

2) качественный анализ индивидуальных результатов испытуемого (Приложение 3)

Описание выборки исследования. Выборку исследования составят 27 подростков, из них 15 девочек и 12 мальчиков.

Заключение (выдержка)

Целью исследования стало выявление особенностей процесса внимания у подростков.

При этом объектом исследования выступил внимание как процесс, а предметом особенности процесса внимания у подростков.

В ходе теоретического анализа нами было выяснено, что внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.

У разных возрастных групп школьников внимание развивается по-разному. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста существует различия в особенностях внимания. Нами были использованы следующие методики: Корректурная проба (Б. Бурдон), тест "Таблицы Шульте", методика счет по Крепелину.

Выборку исследования составят 30 подростков, из них 15 девочек и 15 мальчиков.

В качестве базы исследования выступила СОШ № 5 г.Туймазы.

После подсчета результатов и математико-статистической обработки данных было выяснено, что у подростков девочек и мальчиков значимых различий в исследуемых показателях не выявлено. Таким образом, наша гипотеза о том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста существует различия в особенностях внимания, не подтвердилась. Возможно, это можно объяснить малочисленной выборкой исследования.

Список литературы


1. Байярд Р., Байлрд Д. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Д. Байярд. - М., 1991. - 223 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды - М.; Воронеж, 1995. - 345 с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер. — Т. 3.—Л., 1999.

4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967. - 325 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - 462 с.

6. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая.— М., 1974.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.б. Гиппенрейтер. - М., 1988.

9. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин.— М., 1972.

10. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст] / Н.Ф. Добрынин. — М. 1958, т. 18.

11. Корректурная проба (Тест Бурдона) [Текст] / Альманах психологических тестов. - М., 1995, С.107-111.

12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Текст] /Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

13. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

14. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию [Текст] / А.Н. Леонтьев. –М., 2009

15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А.Е. Личко. - М., 1985. - 258 с.

16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А.Е. Личко. -М., 1999. - 235 с.

17. Лурия А.Р. Внимание и память [Текст] / А.Р. Лурия.— М., 1975.

18. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. - 326 с.

19. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М., 1994. - 342 с.

20. Рибо Т. Психология внимания [Текст] / Т.Рибо //Хрестоматия по вниманию.— М., 1976 С; 71—72.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. В 2 т.— Т. I.— М., 1989.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2007

23. Современная психология [Текст] / Под редакцией В.И. Дружинина. – М.: "Педагогика Пресс", 1999. – 398 с.

24. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников [Текст] / И.В. Страхов. - М.: Учпедгиз, 1958.

25. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания [Текст] / Н.Ф. Суров, О.П. Таиров.— Л., 2007.

26. Титченер Э. Внимание [Текст] / Э.Титченер // Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 26-46

27. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] /Д.И. Фельдштейн.— М., 1989.

28. Хрестоматия по возрастной психологии. [Текст] / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996.--304 с.

29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

30. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1989. - 433 с.

Похожие работы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ - Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ ДЕТЕЙ - Курсовая работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СПОРТСМЕНОК 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ - Дипломная работа

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Дипломная работа

Особенности социального взаимодействия девиантных подростков - Дипломная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Курсовая работа

Конфликтность и особенности ее проявления у подростков, проживающих в приюте и семье - Курсовая работа

Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ - Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ - Курсовая работа

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ»
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Год: 2016
Цена: 1900 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8462 студентам.