Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Дипломная работа: «Изучение произведений французских композиторов»



Примечания к работе

Работа проходит антиплагиат.

Содержание

Введение….

Глава 1. Историко-теоретические основы использования музыки композиторов «Французской шестерки» в общеобразовательной школе….

1.1. Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве начала ХХ века…

1.2. Творчество композиторов группы «Шести»….

Глава 2. Педагогические условия использования музыки композиторов «Шестерки» в общеобразовательной школе….

2.1. Содержание, формы и методы использования музыки композиторов французской шестерки….

2.2. Педагогический эксперимент….

Заключение…

Введение (выдержка)

Актуальность исследования Французская музыка в эстетическом воспитании детей всегда имело позитивное начало. Это отмечалось еще в 16 веке, когда на первый план выходила музыка не композиторов – соотечественников, а музыка зарубежных композиторов.

Во Франции идея первичности, т. е. основополагающей роли французской музыки, заключалась в самобытном складе французской музыкальной культуры. Поддержание лучших традиций французской музыки всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах существует возможность целенаправленного воспитания детей и одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Французская музыка является не самым доступным видом музыкальной деятельности детей. При этом воспитательные и развивающие возможности осознаются не в полной мере и мало используются в учебно-воспитательном процессе на уроках музыки. Данная проблема на протяжении многих лет остается актуальной и привлекает внимание все большего круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей, потому что французская музыка обладает огромным и интересным многообразием видов и жанров.

О французской музыке на уроках музыки говорил видный ученый и педагог Д. Б. Кабалевский, чьи труды не теряют своей актуальности, и по сей день. Также к данной проблеме обращались Э. А. Абдулин, авторы региональных программ для общеобразовательной школы Н.Г.Ямалетдинова, и Р.Х.Хусаинова и др.

Понимание методологии педагогического процесса основано, прежде всего, на доскональном знании проблем детей в слушании и знании французской музыки, на осознанном применении незыблемых методов работы. Классификация приемов работы с детьми в этом смысле не случайна. Каждый момент работы, будь то знакомство с произведениями или его художественный образ, имеет собственное место в последовательности работы педагога. Смещение процесса работы означает не только нарушение, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально-воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют свою специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка очень непосредственна и непредсказуема. Уроки музыки должны приносить радость детям. Учитель музыки должен быть им учителем, воспитателем и просто другом, чтобы поддержать интерес детей.

Произведения французских композиторов должны отличатся по стилистической и жанровой направленности, которые несут определенную ценность, и знакомство с ними может повысить интерес к французской музыке в целом.

Франция всегда была важным культурным центром европейской музыки и кино. Самое раннее французское влияние на западную музыку можно найти в записях Церкви христиан с 8 по 10 век нашей эры. Французская музыка, доминирующая в искусстве и музыке в Европе в средние века, внесла большой вклад в развитие европейской музыки во всех его формах. Франция выпустила несколько легендарных композиторов в области классической музыки, включая известного пианиста и композитора Мориса Равеля, Клода Дебюсси и Гектора Берлиоза.

Французы также внесли огромный вклад в развитие современной западной музыки, в том числе джазовой музыки. Французский вклад в джазовую музыку включает в себя работы цыганского гитариста Джанго Рейнхардта, и его напарника, скрипача Стефаном Граппелли. Джаз по-прежнему очень популярен во Франции.

Французы очень любят музыку и танцы. Хотя половина всех музыкальных альбомов купленных во Франции это британские или американские группы, французы также имеют свои собственные оригинальные французские песни.

Музыка Франции также в значительной степени зависит от стиля принесеннщго выходцами из Африки, Латинской Америки и Азии. Современная западная поп-музыка повлияла на музыку во Франции в значительной мере, и страна увидела рост популярности французского рока, хип-хопа и поп-исполнителей. Новое поколение популярной музыки во Франции, объединяет звуки Африки, Карибского бассейна и Латинской Америки. Среди популярных современных композиторов во Франции такие имена как Оливье Мессиан и Пьер Булез.

Цель нашего исследования: поиск путей для организации уроков по французской музыке, воспитание и развитие у детей интереса к музыке Западной Европы, в частности музыке Франции.

Объект исследования: процесс музыкального образования в старших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: использование произведений французских композиторов на уроке музыки.

В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: изучение произведений французских композиторов на уроке музыки будет успешным в случае:

- использования проблемно-поискового метода обучения;

- комплексного изучения произведений французских композиторов в различных видах музыкальной деятельности;

- целостности теоретико-практической творческой деятельности;

- познания школьниками музыки через творческую деятельность.

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи исследования:

1. Изучить историю и развитие французской музыки конца 19 –середины 20-го веков;

2. Изучить творчество французских композиторов группы «Шести» и подобрать репертуар для школы;

3. Определить содержание, формы и методы уроков по французской музыке в старших классах;

4. Обобщить и проанализировать передовой педагогический опыт педагогов-музыкантов и разработать на их основе педагогические условия использования произведений французских композиторов группы «Шести» в старших классах.

Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании, о роли духовных ценностей образования (Сократ, Платон, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека; учение о роли искусства в духовном развитии личности(М.С. Каган, Ю.У. Фохт-Бабушкин); теория целостности познания музыкального искусства (Ю.В.Борев, М.С.Каган, Д.Б.Кабалевский, С.М.Каргапольцев); принципы природосообразности, культуросообразности, народности воспитания и психолого-педагогического воспитания (С.Д.Поляков, С.Ю.Курганов); психологическая теория развития личности, учение о музыкальном восприятии, музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей ребенка (Р.Г.Кадыров, В.И.Петрушин); концепция интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования (С.В.Девятова, В.И.Купцов) .

При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, анализ педагогической практики, педагогический эксперимент (формирующий и констатирующий), статические методы (анкета, тестирование, собеседование) и другие.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы

Выдержка из основной части

Глава 1. Историко-теоретические основы использования музыки композиторов «Французской шестерки» в общеобразовательной школе

1.1. Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве начала ХХ века.

Имена выдающихся зарубежных композиторов современности становятся все более известными в нашей стране. Многое в их творчестве находит живой отклик у слушателя. Естественно, что сложные явления и процессы, наблюдающиеся ныне в музыкальной жизни Запада, привлекают к себе внимание не только специалистов, но и широких кругов любителей музыки.

Как известно, музыковедческая литература 30-40-х ХХ столетия нередко страдала догматической узостью, пережитками вульгарного социологизма, что весьма ограничивало кругозор читателя. Теперь не изоляция от духовных ценностей стран мира определяла отношение к западноевропейской культуре, не воздвижение китайской стены, а вдумчивое осознание, критический анализ явлений искусства. Но понять, не, тоже самое, что принять, объяснение идей еще не означает солидарности с ними. Мы знаем, что гуманистический идеал в творчестве прогрессивных композиторов Запада нередко противоречив, отягощен проявлениями религиозного сознания, пессимизмом, ослаблен недостатком исторической перспективы.

Бурная художественная жизнь Парижа первой трети 20-го века, интернациональная, очень пестрая и свободная в отношении эстетических идей породила множество артистических кружков и группировок. Среди них появилась так называемая французская «шестерка»: Мийо, Дюрей, Онеггер, Тайефер, Орик, Пуленк. Воображение и вкус композиторов этой группы воспитаны были атмосферой парижских артистических кафе и художественных салонов, выставок новой живописи, литературно – поэтических кружков, сенсационных театральных премьер 20-х годов.

Рассматриваемый период совпадает с острейшими социальными и политическими конфликтами в жизни страны, с тяжелыми военными испытаниями, с годами национального унижения под гнетом гитлеровских оккупантов, с героической борьбой патриотов, участников движения Сопротивления. Все это, естественно, наложило отпечаток и на художественную деятельность в стране, нашло отражение и в музыкальном творчестве.

Искусство всегда выражает свою эпоху. Это с наибольшей рельефностью проявляется в художественной литературе, изобразительном искусстве, театре, кино. Менее ощутимы эти связи в музыке — искусстве относительно более далеком от конкретной образности выражения идей и

«вещественности» мира. И все же важнейшие жизненные явления эпохи, ее господствующая идеология находят свое воплощение в музыке.

Поздний романтизм. Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры. Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус (1864-1949), Густав Малер (1860-1911).

В музыке Р. Штрауса и Г. Малера мы видим последнее проявление возвышенного, героического стиля, тесно связанного с традициями 19 века: симфониями Л. ван Бетховена, песнями и инструментальными сочинениями Ф. Шуберта, симфоническими поэмами Ф. Листа, музыкальными драмами Р. Вагнера. И Штраус, и Малер прославились мастерским, изобретательным использованием огромного позднеромантического симфонического оркестра. Творчество этих композиторов начала века представляет блестящую галерею романтических героев – ярких, немного самовлюбленных. Вместе с тем, Р. Штраус в своей опере «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда открывает целую галерею откровенно порочных персонажей – героев музыки начала ХХ столетия.

По старой романтической традиции Р. Штраус и Г. Малер в своих произведениях противопоставляют идеализированный мир своей души (и мир души своих героев) пошлости и косности мещанского быта и буржуазной эстетики, лицемерию общественной морали. Однако вера в высшие идеалы дается многим из художников этого времени с большим трудом – в душевном мире героев вместо чистых и возвышенных чувств обнаруживаются низменные страсти, болезненные страхи и фантазии, ужас, безысходность. Музыкальный образ окружающей действительности приобретает откровенно гротесковый характер (за счет введения «фальшиво» звучащих гармоний, примитивно-пошловатых ритмов, неблагозвучных, резких инструментальных тембров и т.п.). Идеализированная откровенность романтической музыки сменяется пугающими и шокирующими откровениями, часто эротического характера. Художник выставляет напоказ тайны своей внутренней жизни, которые обычно принято скрывать.

Музыка подобного рода не случайно процветает в Вене начала ХХ столетия. Именно здесь приобрела большую популярность психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Психоаналитический сеанс становился способом познания истины, сокровенных тайн души и бытия. Позднеромантический художник – фигура мистическая, он претендует на то, чтобы быть пророком, и пророчества его часто носят мрачный, апокалипсический характер. Увлечение спиритизмом, оккультными учениями, в том числе восточными, мистической философией также весьма свойственно художникам этого исторического типа.

Отмеченные особенности по-разному и в разной мере проявились в творчестве композиторов старшего поколения (Р. Штраус, Г. Малер) и младшего (так называемая Нововенская школа: А. Шенберг и его ученики А. Берг и А. Веберн).

Экспрессионизм. Арнольд Шенберг (1874-1951) стал одним из композиторов, кардинально повлиявших на музыкальные направления ХХ века. Его первые произведения – струнный секстет «Просветленная ночь» (1899) и симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903) – еще несут в себе тенденции постромантизма.

Прошедший век, несчастный и прекрасный, подверг человечество тяжелейшим испытаниям, но и одарил его потрясающими сокровищами. ХХ столетие – эпоха научно-технической революции. ХХ век – это также великолепный взлет искусства, блистательный расцвет многих национальных школ, целая плеяда гениальных художников.

Многие произведения, написанные в ХХ веке, весьма сложны. Их полноценное восприятие требует от слушателя высокой музыкальной и шире того – художественной культуры. Проникнуть в замысел современных произведений, понять, что волновало их авторов, к чему они стремились, можно только познакомившись с эволюцией, которую претерпело музыкальное искусство на протяжении своей долгой истории, изучив различные направления и школы, стили и техники композиции.

Музыкальная культура конца 19-го – начала 20-го века – один из так называемых переломных моментов в истории. Рассматривая этот период в истории зарубежной музыки, вновь убеждаешься в том, что действительно различные культурно-исторические ряды сосуществуют в ней.

С одной стороны, в конце 19-го столетия продолжалось творчество композиторов, выдвинувшихся в середине или в последней трети века, опиравшихся на традиционные основы музыкального искусства и тесно связанных с наследием своих предшественников. Такими композиторами были Венсанд, Энди и Габриэль Форе, итальянец Джакомо Пуччини, немец Макс Регер, англичанин Воан-Уильямс, чех Леош Яначек, норвежец Эдвард Григ, финн Ян Сибелиус, датчанин Карл Нильсен.

Все названные композиторы развивали – естественно каждый по-своему – традиции великих предшественников. Одни продолжали линию национально-романтическую, тесно связанную с новым претворением фольклора, народного эпоса. У других преобладал углубленный психологизм, обращение к духовному миру современного человека.

Порой художников такого склада пытались охарактеризовать как «консерваторов», «традиционалистов». Однако, как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…». На расстоянии прошедших десятилетий все явственнее вырисовываются черты музыкального новаторства композиторов, принадлежащих к этой «ветви» в искусстве на рубеже 19–20 столетий. Их поиски нового не носили радикального характера, но, тем не менее, они ощущаются в образном строе сочинений, в средствах музыкальной выразительности. Новаторские устремления органически сочетаются у таких авторов с неизменным тяготением к традиционной крупной музыкальной форме, к традиционной логике функционально-гармонических связей.

Заключение (выдержка)

Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию.

Безусловно, импрессионизм – понятие, достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но абсолютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотя бы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.

Список литературы

1. Айдарова И.Р. Музыкальный калейдоскоп // ж. Музыка и электроника. – №2, 2008. – с.21 0,15 п.л.

2. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка: программа учебного курса / И.Р. Айдарова; Перм.гос.ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2007. – 32 с.

3. Алиев, Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования. Современная дидактика: теория – практика / под. науч. ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. – М.: ИТП и МИО РАО, 1993. – с.231-288.

4. Алпатова А.С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. – М., 2004 –

121 с.

5. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» // Современное музыкальное образование. - 2003. С. 33-35.

6. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе // Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

7. Деревских В. Музыка на PC своими руками. М., 2000

8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студентов пед.вузов / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 297 с.

9. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст]: кн. для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.: ил.

10. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. – 2000. – №

11. Красильников И.М. Музыкальная культура и образование. Актуальные проблемы взаимодействия // Искусство и образование. –1999. – № 4.

12. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н-Д: ТЦ «Учитель», 2001.

13. Музыкальное образование в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; под ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 230 с.

Похожие работы
Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки - Дипломная работа

Использование произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ - Дипломная работа

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Дипломная работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ БАШКИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ - Дипломная работа

Изучение произведений Р.Касимова в условиях подготовки детей - Дипломная работа

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ОПЕРНЫХ КОМПОЗИТОРОВ - Дипломная работа

ИЗУЧЕНИЕ МИНИМАЛИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ - Дипломная работа

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. ШЁНБЕРГА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Дипломная работа

Покупка готовой работы
Название: «Изучение произведений французских композиторов»
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Год: 2014
Цена: 2700 руб.

*

С условиями покупки работы согласен(-на).


Не нашли что искали?
Устали искать нужную курсовую, реферат или диплом?
Закажите написание авторской работы на Зачётик.Ру!


А так же: Отчёты по практике | Семестровые работы | Эссе и другие работы

Наши специалисты выполняют заказы по любым темам и дисциплинам.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 8567 студентам.