Введение 3
1 История изучения ритуалов перехода 5
2 Виды ритуалов перехода 11
3 Календарная обрядность как ритуалы перехода 19
Заключение 27
Список литературы 28
Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления феномена обрядов перехода на современном этапе развития человеческого общества, их сущность, истоки, формы влияния на сознание человека. Исследованию ритуалов перехода уделено достаточно много внимания в многочисленных работах, находящихся в рамках философии, религии, антропологии, однако терапевтический аспект феномена практически является неисследованным. Материалы данной работы могут быть положены в основу более глубокого исследования, разработки средств и теоретических методов научного анализа различных аспектов ритуалов перехода.
Цель исследования: попытка краткого анализа современных методологических подходов и теоретических взглядов к исследованию феномена обрядовых форм ритуала перехода. В данной работе автор предпринимает попытку краткого анализа такого социального феномена как ритуальность процессов перехода, а также рассматривает их роль в жизни дохристианского общества.
Задачи:
1 Рассмотреть историю изучения ритуалов перехода;
2 Выявить виды ритуалов перехода ;
3 изучить календарную обрядность как ритуалы перехода.
Объект исследования: дохристианские обряды и верования.
Предмет исследования: ритуал перехода в славянском язычестве.
Методы:
- работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных;
- анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов.
Ввиду того, что в исследовании мы будем часто обращаться к понятиям «верования» и «обряды», необходимо дать определение этим понятиям. В словаре В. И. Даля мы находим такое объяснение этих терминов:
Обряд – это «совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебные обряды» [13].
Религия – «с латинского переводится вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере» [13].
1 История изучения ритуалов перехода
Среди множества работ, посвященных ритуалу в западной научной традиции можно выделить принадлежащие ритуалистическому направлению, берущему свое начало в трудах Робертснона-Смита и Фрэзера и направление, идущее от Тайлора, представители которого утверждали приоритет мифа.
Огромное влияние на развитие представлений о сущности и функциях ритуала оказали работы представителей французского функционализма - Эмиля Дюркгейма, сформировавшего социологический подход к пониманию функций ритуала в обществе и его последователей – М. Мосса, А. Юбера, Р. Герца и других. Иной взгляд на проблему ритуала, отличный от британской антропологической традиции и от функциональной интерпретации ритуала, представил Арнольд Ван Геннеп, автор теории обрядов перехода.
Впервые применение «обряда перехода» как научного термина было предложено известным французским этнографом А. ван Геннепом в 1909 году. В своей одноименной работе А. ван Геннеп последовательно обосновал схожесть структур разнообразных социальных ритуалов [ван Геннеп, 1999, 34]. Такое сходство автор объяснял перемещением субъекта от одного этапа жизни к другому в рамках определенного социального окружения. Значимые, поворотные события в жизни человека, как правило, сопровождаются ритуальными действиями, часто представляющими собой определенную окружающим социумом систему. По мнению автора, обряды перехода можно разделить на три категории: обряды пересечения, обряды жизненного цикла, календарные обряды.
"Обряды перехода" - это классический труд выдающегося французского этнографа и фольклориста Арнольда ван Геннепа, впервые опубликованный в 1909 году. Книга посвящена анализу обрядов и ритуалов, сопровождающих важные переходные события в жизни человека и социальных групп.
В своей работе ван Геннеп выдвинул идею о том, что все обряды перехода можно разделить на три основные категории: отделения, пограничной (лиминальной) и присоединения (инкорпорации). Согласно его концепции, обряд начинается с ритуалов отделения, в ходе которых человек символически отделяется от прежнего статуса или положения в обществе. Затем следует лиминальная стадия, когда индивид находится в "промежуточном" состоянии между прежним и новым статусом. И наконец, завершается переход обрядами инкорпорации, когда человек интегрируется в новый статус или положение.
Ван Геннеп подробно рассматривает различные типы обрядов перехода, которые сопровождают важные события в жизненном цикле человека, такие как рождение, инициация, брак, беременность, родовые обряды, ритуалы, связанные со смертью и погребением. Он также анализирует территориальные, профессиональные, инициационные и другие типы переходных обрядов.
Автор утверждает, что обряды перехода выполняют важную социальную функцию, регулируя процессы изменений в жизни индивида и общества, а также способствуя сохранению стабильности и преемственности традиций. Ван Геннеп подчеркивает, что эти обряды играют ключевую роль в формировании социальной идентичности и мировоззрения людей.
Книга "Обряды перехода" оказала значительное влияние на развитие социальной и культурной антропологии, фольклористики и этнографии. Идеи ван Геннепа нашли широкое применение в исследованиях различных культур и обществ, а понятие "обряды перехода" прочно вошло в научный терминологический аппарат.
Несмотря на то, что труд был написан более ста лет назад, он остается актуальным и сегодня, вдохновляя ученых на изучение роли ритуалов и символизма в жизни человека и общества. "Обряды перехода" по праву считаются классическим трудом в области социальной антропологии.
Монография произвела огромное впечатление своим обширным содержанием, несмотря на небольшой объем страниц. Автор рассмотрел широкий спектр общественных стадий, а также обрядность различных народов и этносов. Книга была написана в период активной полевой работы исследователей, в том числе в области этнографии, однако сам ван Геннеп не посещал страны, о которых писал. Его целью не было изучение культуры описываемых народов, а подготовительный этап для исследования народной культуры своей родины – Франции. В предисловии автор отметил, что опирался на современные ему полные монографии исследователей. Таким образом, труд ван Геннепа можно назвать историографическим.
Несмотря на отсутствие полевых исследований, работа представляется интересной и достаточно полной. В начале книги (глава I) ван Геннеп предлагает классификацию обрядов перехода, выделяет культурные противоположности, виды обрядов и действий. Он вводит понятие "вращения" – изменения сакрального и профанного миров в зависимости от ситуации, что является одним из видов перехода. Чередование ритуалов, которое другие исследователи не считали важным, ван Геннеп понимает как магический момент, значимый для всего обрядового комплекса.
В своей книге ван Геннеп объединил в одну категорию "обряды перехода" различные типы обрядов, связанных с пересечением границ: обряды, проводимые при входе/выходе из племени; обряды жизненного цикла (рождение, взросление, свадьба, смерть); и календарные обряды, отмечающие смену временных циклов. Основанием для этого послужило то, что все эти ситуации подразумевают некий реальный "переход".
Например, при преодолении ущелий или перевалов путники оставляли дары и обращались к местным духам, чтобы те пропустили их. Что касается обрядов жизненного цикла, то по ван Геннепу они состоят из трех стадий: отделения от прежнего состояния, промежуточного состояния и включения в новое состояние. Это новаторская мысль сделала его работу популярной. Однако полностью такая схема реализуется лишь в инициациях и свадебных обрядах. В родильных и погребальных обрядах часто присутствуют только включение новорожденного или отделение умершего.
Ритуалы на протяжении всей истории сопровождают жизнь человека. Видоизменяясь, приобретая новые формы и значения, ритуалы переходов занимают прочное место не только в субъективном мире человека, но и в социальном коллективном пространстве, являясь внутренним диалогом между прошлым, настоящим и будущим.
В статье была предпринята попытка краткого анализа современных методологических подходов и теоретических взглядов к исследованию феномена обрядовых форм ритуалов перехода. Автором выявлено наличие признаков терапевтического влияния в рамках психологического направления медицинских наук. Глубокое исследование причин появления условий и форм такого влияния выходит далеко за рамки отдельной статьи и требует отдельного специального исследования на стыке ряда наук.
Исследованы теоретические подходы к вопросам функционирования ритуалов перехода в дохристианских славянских религиях.
Выявлены тенденции развития концепции обрядов перехода в условиях современного развития научной мысли.
В ходе работы были сделаны следующие выводы: Ритуалы перехода существуют во всех социальных группах и обществах, изменяют внутреннее состояние человека, выполняют конституирующую роль и несут в себе функцию сохранения и изменения.
Являясь силой, создающей социальное, ритуалы перехода способствуют развитию процессов формирования структуры социальных сообществ.
1. Анохин А.М. Философские проблемы медицины // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М.: Гардарики, 2006. С. 317-374.
2. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме «У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб, 1993.
4. Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // ЭО, 1993, №4.
5. Бернштам Т.А. Обряд “крещение и похороны кукушки” // Материальная культура и мифология. Л., 1981.
6. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л. 1988.
7. Виноградова Л.Н. Календарные проводы rites de passage // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. Тезисы докладов конференции. М., 1985.
8. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
9. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор. М., 1986.
10. Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1915, Вып. 26.
11. Гребенюк Е.Г. Ритуал перехода и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 97-108.
12. Гусев В.Е. Вождение «стрелы» («сулы») в Восточном Полесье // Славянский и балканский фольклор. М., 1986.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
14. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
15. Журавлева Е.А. Структура русского обряда с «кукушкой» // Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1998. Вып. 4.
16. Зеленин Д.К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских // Живая старина. СПб, 1911. Вып.2.
17. Кондратьев В.П. Философия и медицина. Тула, 2002. 75 с.
18. Красноженова М.В. Из народных обычаев крестьян деревни Покровки // Известия Красноярского подотдела ВСО ИРГО. Красноярск. 1914. Т.II, Вып.6.
19. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. M.: Академический проект, 2008. 519 с.
20. Любимова Г.В. Обряд «похороны кукушки» в культуре сибирских переселенцев // Народная культура Сибири. Материалы XII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск. 2003.
21. Любимова Г.В. Заметки о сибирской масленице: взятие снежного городка // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002, №4 (12).
22. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
23. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963.
24. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
25. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
26. Трещенок Ю.М. «Обряды перехода» А. ван Геннепа, его теория и метод // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2016. № 12. Ч. 2. С. 179-182.
27. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. Введение в теорию античного фольклора. М., 1978.
28. Чистов К.В. К классификации обрядов жизненного цикла // Язычество восточных славян. Л., 1990.
Отчет по практике:
Изучение системы урегулирования убытков в страховой компании на примере ООО «Росгосстрах»
Курсовая работа:
Анализ банковских операций в современных условиях на примере оао акб «уралсиб-югбанк»
Дипломная работа:
Инструменты оптимизации вкладов населения в коммерческом банке (на примере ЗАО ВТБ24)
Курсовая работа:
Изображение эпидемии в римском дидактическом эпосе
Дипломная работа:
Образ ритора в политическом дискурсе
(на примере действующего президента РФ В.В.Путина)