Введение 3
Глава 1. Анализ современного состояния системы здравоохранения РФ 5
Глава 2. Направления развития системы здравоохранения РФ 11
Заключение 19
Список литературы 22
Согласно Конституции РФ, в стране провозглашается охрана здоровья граждан. Комплекс мероприятий по охране здоровья ориентирован на предупредительные меры, а также лечение болезней, формирование здоровых условий для трудовой деятельности граждан, высокой трудоспособности. Система здравоохранения - ключевое звено социальной сферы наравне с системой образования, культуры, иными сферами жизнедеятельности общества. На сегодняшний день система здравоохранения находится в стадии реформирования, модернизации, принимаются различные концепции, программы, проекты, главный акцент делается на оценке эффективности государственной политики в сфере здравоохранения.
Достижение эффективности всего процесса управления в области здравоохранения в субъектах РФ находится в зависимости от деятельности государственных и региональных органов власти, от проводимой ими политики. В то же время, несовершенство нормативно-правовой базы, состояние кадрового потенциала, материально-технических ресурсов вызывают трудности в эффективной реализации государственной политики в сфере здравоохранения. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель представленной работы – выявление проблем и определение путей их решения на основе изучения развития сферы здравоохранения в РФ. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1. Изучить современное состояние системы здравоохранения в РФ;
2. Выделить проблемы развития системы здравоохранения.
3. Определить пути развития сферы здравоохранения в РФ.
Объект исследования - система здравоохранения и государственная политика в данной области.
Предмет исследования - особенности и проблемы развития системы здравоохранения в РФ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам реализации государственной политики в области здравоохранения, в частности Г. А. Белов, М. А. Гулина, К. А. Года, И. А. Иванова, Е. П. Ильин, М. М. Левкевич, В. 3. Кучеренко, В. Д. Камаева, Д. Г. Святова и др.( как назывались их работы, год?)
Также в рамках данной работы использовались публикации в периодических изданиях - таких, как электронный научно-практический журнал «Экономика здравоохранения», «Проблемы управления здравоохранением», «Государственное и муниципальное управление», которые целесообразно использовать в процессе изучения сущности сферы здравоохранения, а также нормативно-правового регулирования данной сферы. (год и какие публикации?)
При написании работы применялись такие источники, как кодексы, федеральные законы, (наименование?) а также Интернет-ресурсы.
Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования заключается в практических разработках, дополняющих существующие представления о государственной политике в области здравоохранения в субъектах РФ. Выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Материалы представленной работы могут применяться в практической деятельности органом государственной, региональной и местной власти, благотворительных организациях и иных заинтересованных хозяйствующих субъектах.
Структура работы. Данная работа отвечает логике исследования, состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Анализ современного состояния системы здравоохранения РФ
Понятие «здравоохранение» означает деятельность государства по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.
Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, качество рабочей силы, производительность труда и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли как для страны в целом, так и для каждого гражданина в частности и уделять проблемам здравоохранения всё большее внимание.
Для того чтобы наиболее объективно и всесторонне оценить состояние современного здравоохранения в России обратимся к мнению граждан. В 2019 г. Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди населения возрастом от 18 лет и старше. В опросе приняли участие около 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населённых пунктов в 53 субъектах РФ.
Опрашиваемым был задан вопрос, как, по их мнению, обстоят дела в российском здравоохранении – хорошо, удовлетворительно или плохо. Российскую систему здравоохранения респонденты оценили хорошо – 7%, удовлетворительно – 35%, плохо – 53%, затруднились с ответом – 5%. Таким образом, подавляющее большинство не устраивает положение дел в данной сфере.
Кроме того, показательной является оценка изменений положения дел в здравоохранении: большая часть опрашиваемых заявила, что ситуация за последние два года не изменилась – 43% или даже изменилась в худшую сторону – 36%.
В качестве наиболее острых проблем россияне называют: высокие цены на лекарства, медикаменты – 66%; нехватку врачей, специалистов – 59%; длительные сроки ожидания медицинской помощи – 39%; очереди, плохую организацию приёма пациентов в поликлиниках и больницах – 33%; рост доли платных услуг в государственном здравоохранении – 29%.
Основной проблемой здравоохранения является проблема финансирования. Здесь возникает две разные точки зрения авторов, одни считают, что финансирование является недостаточным , другие считают его ещё и нерациональным .
Глава 2. Направления развития системы здравоохранения РФ
Развитие человеческого потенциала — залог благополучия государства и общества. Кроме задачи сохранения численности населения, не менее важным и значимым стратегическим направлением является достижение высокого уровня его качественных характеристик. Основным параметром, способным детерминировать формирование остальных компонентов человеческого потенциала, выступает здоровье. Именно поэтому в риторике ученых и представителей органов власти широко представлены категории ожидаемой продолжительности жизни, ожидаемой продолжительности здоровой жизни, предотвратимой смертности населения, младенческой смертности и заболеваемости детей. В условиях роста нездоровья населения, особенно детского, высокой смертности россиян трудоспособного возраста на систему здравоохранения, как главный социальный институт, способный стать источником эффективного ответа на данный вызов общественного развития, актором и медиатором необходимых изменений условий и образа жизни семей и населения в целом в части здоровьесбережения.
В соответствии с поставленными задачами в рамках данной работы, можно сделать следующие выводы:
На сегодняшний день сфера здравоохранения является ключевой составляющей социально-экономической системы. От того, насколько развито здравоохранение в каждом конкретном регионе, зависит уровень жизни населения, в частности, ожидаемая продолжительность жизни населения, основные демографические показатели, а от деятельности органов государственной/региональной власти в сфере здравоохранения зависит успешность ее функционирования.
Система здравоохранения РФ включает в себя государственный и частный сектора.
Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется в соответствии с законом РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». К внешним источникам финансирования относятся средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, средства ОМС, ДМС, предприятий, населения, взносы.
Анализ и оценка существующей государственной политики в области здравоохранения в РФ, а также оценка уровня развития данной сферы позволили сделать вывод о недостаточно эффективной проводимой политики органами власти, в частности, выявлены следующие проблемы: проблема доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, кадровая проблема, отсутствие эффективной системы контроля реализации мероприятий государственных программ, устаревшая материально-техническая база государственных медицинских организаций, некачественное предоставление медицинских услуг организациями, несовершенство законодательной базы.
В данной работе разработаны направления совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения.
Приоритетными направлениями изменений в системе здравоохранения должны выступать:
1.Разработка и реализация новых методов формирования тарифов на оплату медицинской помощи в ОМС. Это обеспечит правильный учет величины затрат медицинской организации.
2. Реализация мероприятий программ по государственным гарантиям бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. Уровень финансирования затрат должен быть взаимоувязан с указанными мероприятиями.
3. Реальные затраты и качество медицинской помощи в отдельных медицинских организациях должны стать основным показателем при расчете объемов медицинской помощи по ОМС. Выполнение данного положения позволит развивать конкурентные механизмы формирования заказов на оказание медицинской помощи
4. Развитие страховых принципов финансирования здравоохранения.
Таким образом, данные меры позволят усилить вовлеченность некоммерческих структур, органов власти, общественности в реализации проектов в области здравоохранения, повысить их инициативность. Формирование кадрового резерва, модернизация учреждений сферы здравоохранения - дело государственной важности. Органам государственной власти необходимо достаточно активно взаимодействовать с населением, организациями, бизнес-структурами для реализации приоритетных национальных проектов и программ в данной области. От качественно проводимой государственной политики в сфере здравоохранения зависит благосостояние общества.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323– ФЗ (ред. от 8 декабря 2023 г.) // Российская газета. 2011. № 263.
2. Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение / Е.М. Бухвальд, О.Б. Иванов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2019. — № 1. — С. 37-53.
3. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением: монография. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009. - С. 17.
4. Лень Л.С. Управление медицинским учреждением в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник АГТУ. - 2016. - № 2. - С. 80.
5. Носырев С.П. От менеджмента качества медицинской помощи к качеству менеджмента // Менеджмент в здравоохранении. - 2006. - № 9. - С. 21.
6. РАН призвала внести в нацпроекты «Наука» и «Здравоохранение» общие проекты по онкологии // Официальный сайт информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/nauka/5951067 (дата обращения: 28.02.2024)
7. Редько А.Н. Основные социально-экономические показатели, характеризующие современное состояние системы здравоохранения Российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. - 2018. - № 1. - С. 53.
8. Рошаль: Демографию нельзя отрывать от здравоохранения, экологии, условий работы // Официальный сайт Общероссийского народного фронта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://onf.ru/2019/03/29/roshal-demografiyu-nelzya-otryvat-ot-zdravoohraneniya-ekologii-usloviy-raboty/ (дата обращения: 28.02.2024)
9. Созарукова Ф.М. Кадровый дефицит специалистов здравоохранения: причины возникновения и пути решения // Вестник экспертного совета. - 2018. - № 4 (15). - С. 104.
10. Титова Е.Я. Кадровая политика в здравоохранении: риски и пути решения // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 1. - С. 125.
11. Шейман И.М. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит // Мир России. Социология. Этнология. - 2018. - № 3. - С. 138.
Дипломная работа:
Основные направления развития электронных библиотек
Магистерская работа:
Руководство развитием образовательной организации на примере башкирского экономико-юридического колледжа
Отчет по практике:
Основные направления развития предприятия, организации
Реферат:
Россия на мировом рынке товарная структура и направления торговли