Введение….3
Дошкольное образование в разных странах мира….4
Заключение….16
Список использованных источников…18
Модели и основные тенденции развития дошкольного образования за рубежом
Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, педагоги разных стран решают похожие проблемы: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи.
Не претендуя на всеобъемлющую полноту освещения, проанализируем некоторые зарубежные модели. Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии.
Цель работы –рассмотреть дошкольное образование в разных странах. Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
-рассмотрим дошкольное образование в Германии;
-рассмотрим дошкольное образование в Японии;
-рассмотрим дошкольное образование в Австралии;
-рассмотрим дошкольное образование в США.
Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учебы. О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки.
Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.
Особенности дошкольного образования за рубежом две: это обучение детей иностранным языкам и физическое их развитие
Детские сады в образовательной системе Германии
Современная Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения.
В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.
Текущее управление образованием находится в компетенции земельных правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение учреждений образования.
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией ФРГ каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление школьного и высшего образования на всей территории, все земли сотрудничают друг с другом и Федеральным правительством, чтобы обеспечить совместимость курсов обучения в общеобразовательных и высших учреждениях.
Благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями была достигнута унификация основных положений системы образования во всех землях. Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания экзаменов, аттестатов, свидетельств об окончании школ, дипломов, званий. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона.
Каждая федеральная земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их сам.
Таким образом, достигается много вариантность образования, обеспечиваются плюрализм мнений и суждений.
Права Федерального правительства ограничиваются принятием основополагающих законов, в том числе по вопросам финансирования. Говоря о расходах на образование, следует отметить следующее. Ни одна федеральная земля не взимает деньги за обучение в государственных общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях. Все земли предоставляют за свой счет школьникам автобусы, перевозящие их из дома в школу и обратно, почти все земли предоставляют школьникам учебники и учебные пособия за небольшую часть их стоимости. Определенной категории школьников и студентов государство, в силу действующего федерального закона, оказывает материальную помощь. Между тем в Германии разрешены и частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8 % учащихся.
Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
Вообще система образования Германии включает в себя несколько ступеней. Элементарное образование принадлежит к первой ступени и представлено сетью дошкольных учреждений.
Дошкольное образование за рубежом характеризуется не одной положительной чертой. Развитые страны Европы не создают единой системы дошкольного образования, поэтому ребенка можно отдавать в тот детсад, программа обучения в котором содержит именно тот материал, который способен заинтересовать самого ребенка.
Для детей, к примеру, любящих рисовать, можно выбрать детский сад с художественным уклоном (конечно, подразумевается не только рисование, но и музыка, танцы, любая другая деятельность). Тогда после выпуска из детского сада способности таких детей разовьются еще больше, учитывая к тому же владение чтением и письмом. Такая система дошкольного образования за рубежом – когда дети занимаются тем, что им близко, а не тем, что требуется государственной программой – способствует профессиональному развитию человека.
В ряде европейских стран уже на этапе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу интеграции детей с проблемами развития в среду нормально развивающихся сверстников.
Вместе они посещают общие группы дошкольных образовательных учреждений.
С раннего детства, включенные в доброжелательную здоровую среду, дети с проблемами в развитии в дальнейшем более легко социализируются, а их нормально развивающиеся сверстники с раннего детства привыкают быть толерантными, адекватно оценивать и принимать людей с особенностями развития.
Краткий анализ моделей организации дошкольного образования в разных странах показывает, что мировой опыт многообразен, а российская (или бывшая советская) система дошкольного образования обладает множеством преимуществ.
Вместе с тем зарубежный опыт мог бы стать хорошим стимулом и учебником для модернизации российского дошкольного образования, чтобы соответствовать новым экономическим условиям.
1. Калина И.И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 2019
2. Синалеев Ю. Образование в Израиле // Обучение за рубежом. 2019.
3. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2019
4. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием 2018.
Контрольная работа:
Современная тенденции обновления дошкольного образования в стране; Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и дошкольного возраста
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования
Курсовая работа:
Современные тенденции развития дошкольного образования в России
Курсовая работа:
Современное состояние проблемы очередности предоставления мест в детских дошкольных учреждениях
Курсовая работа:
Правовое регулирование трудовых споров в зарубежных странах