1. Как определяется тип технологии (по Ч. Перроу)? Какой тип технологии реализуется в вашей организации? Почему?
2. Практическое задание на тему «Состав организационной культуры». Перечислите максимально возможное количество артефактов, замеченных Вами в Вашей или другой «знакомой» организации:
3. Почему необходимо анализировать и учитывать факторы внешней среды?
Итоговый контроль. Теоретико-прикладная часть
1. Охарактеризуйте (на основе анализа признаков) отличия организации от таких социальных групп, как: этнос, семья, студенты.
2. Проиллюстрируйте схемой (рисунком) понятие «иерархия» и приведите пример естественной иерархии.
3. Дайте сравнительную характеристику функциональной и дивизиональной структур. Приведите минимум по 1 примеру каждой структуры.
Итоговый контроль. Ситуационная часть
Проанализируйте действие факторов внешней среды на организацию: определите набор факторов (3 фактора), действующих на конкретную организацию и аспекты их влияния на нее (заполнить таблицу).
Американская корпорация «Дженерал Моторс» имела функциональную структуру и была одной из первых организаций, которой удалось преодолеть ограниченность данной структуры. В условиях диверсифицированного производства было решено значительно расширить самостоятельность крупных подразделений и, предоставив им право самим реагировать на конъюнктуру рынка, превратить их в «центры прибыли». Это смелое управленческое решение было предложено и реализовано президентом компании А.Слоуном, назвавшим новую структуру «скоординированной децентрализацией». В дальнейшем такая организационная структура получила название дивизиональной.
Фукциональные организационные структуры являются наиболее распространенными в настоящее время. Они удачно сочетают линейные (производственные) подразделения, выполняющие весь объем основной производственной деятельности, с отделами и службами, реализующими конкретные функции управления в масштабах всей организации (планирование, финансы, бухгалтерия, маркетинг, кадры).
Однако было бы неверным не замечать очевидных организационных недостатков линейно-функциональных структур, а именно:
проблемы межфункциональной координации. Это порождает определенную конфликтность между службами, стремление возвыситься в ряду равных;
узкая специализация работников, которая сужает горизонт их профессионального видения, принижает общеорганизационные цели и задачи до функциональных;
ограничение возможности профессионального развития функциональных и особенно линейных руководителей (последние освобождаются от специализированных управленческих функций, сосредотачивая свое внимание на проблемах собственно производства);
как правило, недостаточность полномочий у функциональных и линейных руководителей, которые «выталкивают» принятие решения на уровень вышестоящего руководителя, тем самым перегружая его текущими проблемами.
Таким образом, широкое распространение линейно-функционального и дивизионального построений организаций вполне обоснованно. Эти структуры достаточно адаптивны, в меру жесткие и устойчивые, позволяют использовать разнообразные по качествам управленческие кадры и создавать им условия профессионального роста.
1. Белоградская К.В. Турфирма в условиях современной экономики //
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 117. С. 100-105.
2. Иванова Т.Ю., Приходько В.И.
3. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2010. – 412 с.
4. Рогожин С.В. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
Реферат:
Развитие теории организации во второй половине 20 века.
Дипломная работа:
Методика обучения теории вероятностей и математической статистике в школьном курсе математики
Дипломная работа:
Организация учебной деятельности по изучению раздела «синтаксис» в начальной школе
Курсовая работа:
Организация труда работников коммерческого банка