8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Феърфилд
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / Разное

Психология йоги в йога-сутрах Патанджали - Реферат

Тип: Реферат
Раздел: Разное
Страниц: 17
Год: 2018

Содержание

Введение….3

1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии….5

2.Восемь ступеней йоги….8

3. Пратъяхара, дхарана, дхъяна, как психологические состояния сознания на пути к освобождению….11

4.Самадхи-состояние сверхсознания и цель йоги….13

Заключение….15

Список литературы…17

Дипломная работа:
Игровые формы обучения элементам йоги на занятиях хореографией у дошкольников.

Реферат:
Физическая реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы средствами йоги

Введение (выдержка)

Йога-сутры Патанджали – это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, восходящих к Ведам и Упанишадам: Адвайта-веданта, миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога. Причем йога-сутры наиболее поздняя система, появившаяся во 2 веке до н.э., то есть, почти перед расцветом в царствование Ашоки. Наряду с шестью ортодоксальными системами (astika), в древнеиндийской философии три неортодоксальных системы (nastika).

В древнеиндийской философии невозможно, на мой взгляд, разделить философию и психологию, так как в отличие от европейской философии, предельное начало, которое подвергается спекулятивному анализу- это, в основном, внутреннее сознание, сознающий (chitta). Причем цепочка сознаний (психологических состояний) на пути к сверхсознанию трудно описывается на интерсубъективном языке, и если, в санскрите еще есть более или менее подходящие категории, то такие категории в европейских языках отсутствуют.

В связи с отмеченным, релевантный комментарий на йога-сутры должен основываться, с одной стороны, на лингвистической интуиции при переводе терминов санскрита в йога-сутрах на европейские языки, а с другой, на индивидуальный субъективный опыт практики йоги. Такие комментарии есть. Это работы индийских адептов и смастеров йоги, открывших европейскому сознанию культуру Индии: Свами Сатьянанда Сварасати, Б.К. С. Айенгар, а с другой стороны, работы европейцев, живших в Индии, погружавшихся в йогу, таких как

М.Эллиаде, М.Мюллер. Интересно и исследование современных индийских исследователей Чаттерджи С. и Дата. Д. В работе последних авторов отдельный параграф в главе, посвященной йога сутрам, в котором акцентированно внимание на психологии йоги. Анализ этих работ и составит основу данного реферативного исследования.

Цель реферативного исследования-анализ психологии в системе индийской философии «Йога-сутры Патанджали».

Задачи:

− определить место йога-сутр Патанджали в системе ортодоксальной древнеиндийской философии;

− рассмотреть ступени пути йоги к состоянию самадхи;

− проанализировать промежуточные состояния сознания на пути к освобождению;

− рассмотреть сущность состояния сверхсознания –самадхи.

Методология реферативного исследования базируется на работах ведущих авторов, посвященных анализу трактата Патанджали-Йога –сутры.

Отчет по практике:
Преддипломная практика. Работа в качестве практического психолога в детском саду

Контрольная работа:
ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики

Основная часть (выдержка)

1.Место йога-сутр в системе ортодоксальной древнеиндийской философии


В Индии сформировалось шесть систем индийской философии, которые можно классифицировать по парам:

− адвайта-веданта-миманса;

− ньяя-вайшешика;

− санкхья-йога.

В каждой паре одна из систем (первая) является более теоретической и раскрывает суть мироздания, человека, его истинного «Я». Парная ей система является практической и раскрывает путь, психологические состояния, которые надо пройти для достижения освобождения от страдания (moksha).

Йога, если говорить о ней в более широком смысле, чем йога-сутры-это путь достижения moksha, основанный на «упражнении», «аскезе». В этом аспекте термин «йога» можно перевести как «упражнение», «плуг». Йога в широком смысле раскрывает необходимые составные части пути к достижению «moksha». ТМ. Эллиаде разделял йогу на два типа:

− йога соединения;

− йога разъединения.

К первой он относил связку из двух систем: адвата-веднта, к другой – санкхья-йога-сутры. К первой паре больше подходит понимание термина «йога» как соединение, «связь», «religio». Ко торой паре больше подходит понимание «разъединение», «разрыв». Нор разъединение в йога-сутре-это освобождение от материального, отягощающего «чистое сознание». Соединение – это возвращение всего к Брахману, в брахман. Но здесь не надо проводить паралели с платонизмом, и др. философскими системами европейской культуры. Индийская философия не делает акцента на субстанциональном аспекте, а делает его скорее на «психологическом». И «moksha» - это освобождение, прежде всего, от иллюзорности сознания (maya). При соединение сознание освобождается т иллюзии множественности, разъединения и вершиной является осознание तत् त्वम् असि или तत्त्वमसि, tat tvam asi или все есть то: «Все эти творения, дорогой, имеют, корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем. О том, дорогой, как каждое из этих трех божеств, достигнув человека, стало тройным, было сказано раньше. И когда, дорогой, этот человек умирает, то его речь погружается в разум, разум — в дыхание, дыхание — в жар, жар — в высшее божество». Часто это психологическое состояние понимается, как Атман есть Брахман (Atman Brahman asi) или тождество индивидуального сознания и всеобщего божественного начала.



Заключение (выдержка)

Йога-сутры Патанджали в своей спекулятивно-философской части базируется на санкхье мудреца Капилы. Йога-сутры появляются позднее на 300-400 лет после снкхьи. В данном трактате Патанджали подробно описал путь йоги, её цель, средства для достижения цели. Этот путь можно назвать психологией йоги, но то, что в европейском понимании именуется психикой, в йоге-сутрах понимается как «тонкое тело», состоящее из чуств ума, интеллекта, эмпирического «Я». К понятию псхики подходит и термин «читта». Но чистое истинное Я – это не читта. Я только по незнанию अविद्या, avidyā, смешивает себя с читта. Иногда под читта понимают высший ум, стоящий над манасом, но именно волнения, колебания «читта» и приводят к страданию.

Таким образом, цель йога освобождения чистого истинного «Я» от влияния как внешнего мира, телесных проявлений, так и собственно психических волнений, колебаний.

Патанджли подробно разбирает путь и средства как достичь цели. Невозможно достичь цели без гармонизации своих отношений с внешним миром, социумом. Достижение такой гармонии требует социальной аскезы, ограничения своих потребностей, как материальных, так и социальных. Поэтому многие адепты йоги уходят в ашрамы, изолируют себя от социума, соблюдают обет безбрачия. В тех минимальных социальных отношениях они не вступают ни с кем в борьбу, не конкурируют, проявляют любовь к ближним, животным и растениям.

Однако, и этого недостаточно для работы с читтой, для успокоения читта. Поэтому йогин занимается аскезой тела посредством асан. В рамках пранаям йогин готовит базу для успокоения «бегающего» ума, приучает его через контроль за дыханием.

На стадиях раджа-йоги йогин двигается по пути очищения ума от внешнего, и погружается через сосредоточение в медитацию, а далее в состоянии самадхи происходит остановка колебаний читта, йогин освобождается от авидьи и возвращается к самому себе.

Йога-сутры в своем движении к спасению во-много близки к христианским монашеским практикам. Противоречие только в объекте медитации, хотя объект может быть выран любой, хоть кусок текста из Псалмов. Йога не атеистична, как санкхья. В ней есть Бог и его почитание, пероепоручение себя его воле-одна из этических правил.

Свами Сатьянанда Сварасати в своем комментарии к йога-сутре перечисляет и другие техники йоги, такие как бхакти-йога (йога любви), джняна-йога (йога знания, постижения), карма-йога (достижение непривязанности). Он отмечает, что йога Патанджали предназначена для самых волевых и требует глубокого погружения в аскезу.

Трактат Патанджали представляет собой интересную основу для интроспективных исследований в области нетрадиционной психологии, так как описывает различные психологические состояния на пути йоги; в этом и заключается его ценность.

Реферат:
Профессиональное развитие педагога-психолога в ВУЗе

Курсовая работа:
Различные подходы к пониманию личности в истории психологии

Литература

1. Айенгар Б. К. С. «Йога прадипика. Прояснение йоги» -М.: Летний сад. 2003

2. Мюллер М. Шесть систем индийсой философии – М.: Искусство. 1995

3. Свами Сатьянанда Сварасати Йога-сутра Патанджали: комментарии – Мн.: Ведантамал. 2006

4. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Перевод с санскрита и комментарии: Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. — М.: Международный натха-йога центр, 2009.

5. Тат твам аси // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

6. Чаттерджи С., Дата. Д. Древняя индйская философия – М.: 1954

7. Эллиаде. М. Йога: бессмертие и свобода – М.: Летний сад. 2002

8. Jacobsen Knut A. (Editor). Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005.



Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 17
Год: 2018
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312130 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X