8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Уилмингтон
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / Разное

Основные свойства образов восприятия. Теории восприятия. - Реферат

Тип: Реферат
Раздел: Разное
Страниц: 16
Год: 2017

Содержание

Введение ….3

1. Теории восприятия ….4

2. Проблема восприятия в психологии ….7

2.1 Определение восприятия ….7

2.2 Характеристики образа восприятия …8

Заключение …15

Список использованной литературы….16

Курсовая работа:
Влияние информационных технологий на бизнес-процессы в торговле

Контрольная работа:
Понятие и основные свойства преступности. Определение «латентная преступность.

Введение (выдержка)

Система восприятия человека является одной из основных регулирующих систем, которые обеспечивают активные формы жизнедеятельности организма. Система регуляции восприятия включает в себя различные звенья, как внешние, так и внутренние. В частности, из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма, которое оценивается как комфортное или же дискомфортное.

Внешняя среда постоянно формирует опыт, который усваивается путем понимания и затем используется в процессе жизнедеятельности в процессе его использования. Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом. Восприятие тесно связано с процессом понимания, так как именно от качества восприятия зависит понимание индивидом предметов и явлений как внутреннего, т ак и окружающего мира.

Актуальность данной работы состоит в том, что недостаточное изучение восприятия, понимания не позволяет эффективно определять состояние психологического развития на дальнейшее общее развитие личности её поведения. Подобные исследования могут решить много проблем в развитии личности и её социализации.

Объект исследования – взаимосвязь процессов восприятия и понимания в развитии личности.

Предмет исследования - современные исследования восприятия, понимания в психологии. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс понимания окружающих предметов и явлений тесно связан с качеством процесса восприятия и влиянием на него различных нарушений.

Цель данной работы состоит в изучении взаимосвязи восприятия и понимания у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: Рассмотреть сущность и содержание понятия восприятия.

Дипломная работа:
Художественно-творческое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки

Курсовая работа:
Психологическая структура личности: направленность, способности, характер

Основная часть (выдержка)

Рассмотрим теории восприятия. Теория ассоциативной психологии. Данная теория первая, основанная на научных наблюдениях, достигшая наибольшего влияния во второй половине XIX века. Представителями этой теории были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1897), В. Вундт (1887), американский психолог Э.Б. Титченер (1898). Все они придерживались общих взглядов на природу восприятия, несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем. Они считали, что образ, который воспринимает человек, является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само же ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, которое подверглось воздействию изолированного внешнего раздражителя.

Центральной проблемой для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства, трудность которой заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится это восприятие и способов этого объединения. Для объяснения одних субъективных данных ассоциативная теория привлекала другие, пытаясь вывести сознание из самого себя, в этом была их основная ошибка. Раз восприятие является комплексом ощущений, считали структуралисты, то задача психолога в том, чтобы в своем субъективном опыте путем самонаблюдения найти элементарные ощущения, изолировать и описать их. Данный метод получил название аналитической интроспекции.

При такой постановке вопроса подлинные проблемы восприятия оставались вне поля психологического исследования. В начале XX века ассоциативная психология восприятия утратила свое влияние, так и не сумев объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия. Гештальт-теория Согласно этой теории, гештальты – целостные формы, структурируют перцептивное восприятие и другие ментальные процессы. То, что происходит с элементами целого, отмечал М. Вертгеймер, определяется внутренними законами, присущими этому целому.

Представителями этой теории было собрано большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. В зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость элементы поля объединяются в структуру.

Перцептивные процессы гештальтпсихологии считали врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Новым вариантом физиологического идеализма, стало представление о том, что психические процессы отражают состояние мозга, а не внешний мир. Гештальтпсихологи поставили такие важные проблемы, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, но решить их не смогли. Причина заключалась в том, что им свойственны были все основные недостатки ассоциативной психологии. Преодоление этих сложностей возможно только с позиций диалектического материализма.

Концепция Д. Гибсона. В концепции американского психолога Д. Гибсона восприятие трактуется как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. Только организованные системы раздражителей содержат информацию о внешнем мире. По мнению ученого восприятие является активным процессом, потому что нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием.



Заключение (выдержка)

Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка. В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме, вне которой не может существовать предмет.

В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий.

В ходе данного исследования удалось установить, что восприятие является частью процессов понимания и мышления, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом.

Восприятие в современной психологии как отечественной, так и зарубежной воспринимается как компонент мышления и понимания, то есть неразрывно связано с потом поступающей к человеку информации.

Восприятие обеспечивает для человека установление связи для раскрытия новых свойств объекта познания и сопоставления их с уже известными субъекту, что в свою очередь влияет на формирование операционального смысла различных новых свойств объекта и дальнейшего определение их места в структуре мыслительной деятельности личности.

Таким образом, для восприятия и понимания различного нового информационного материала человек всегда решает определенную мыслительную задачу, так как восприятие нового происходит исключительно в процессе мыслительной деятельности.

Дипломная работа:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

Шпаргалка:
Список вопросов к государственной аттестации по специальности 030501 «Юриспруденция» (кафедра государственно-правовых дисциплин) Теория государства и права

Литература

Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.

2. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собрание сочинений. М., 2004 г.

3. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.

4. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,2006.

5. Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: 2008

6. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. ‒ С-Петербург, 2001. – 256 с.

7. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

8. Знаков В.В. Манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.

9. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.

10. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004.

11. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.

13. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. – СПб.: Речь, 2002.

14. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М., 1991.

15. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В., (Теревинф Москва 2011).

16. Практика по психологии: Методические рекомендации для студентов факультета педагогики и психологии / Под редакцией доцента, к. психол. н. Л.М. Колпаковой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – 120 с.

17. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1



Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 16
Год: 2017
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 312140 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X