8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Медицина

Определение функционального состояния зрительной сенсорной системы человека - Курсовая работа

Тип: Курсовая работа
Раздел: Медицина
Страниц: 23
Год: 2017

Содержание

Введение….….3

1. Литературный обзор…5

1.1 Зрительная сенсорная система….…5

1.2 Функциональные характеристики зрения….….9

2. Организация и методика работы….…13

2.1. Цель, задачи и база исследования….13

2.2 Содержание эксперимента….14

2.3 Организация исследования….15

2.4 Критерии оценки….16

3. Результаты исследования….18

3.1 Особенности зрительного восприятия людей с интеллектуальной недостаточностью…18

3.2 Сравнительный анализ результатов….19

Заключение…21

Список литературы…22

Курсовая работа:
Определение функционального состояния зрительной сенсорной системы человека

Дипломная работа:
Средства и методы контроля функционального состояния студентов при спортивной тренировке (по данным экг)

Введение (выдержка)

Исследование динамических аспектов зрительной переработки началось в 70-х годах, а в последние годы привлекает все больше работ на нейрофизиологическом, поведенческом и модельном уровнях. Появились свидетельства того, что рецептивное поле (РП) нейрона первичной зрительной коры может динамически перестраиваться, что обеспечивает изменение во времени такой его фильтровой характеристики, как ориентационная настройка (ОН). Рецептивным полем нейрона зрительной коры принято называть совокупность рецепторов, посылающих к нему сигналы через элементы промежуточных уровней зрительной системы. В дополнение к этому, "морфологическому" определению, существуют понятия "функционального" и "регистрируемого" РП, т.е. совокупность рецепторов, опосредованно конвергирующих на нейрон в данных конкретных условиях и в определенный момент времени. Предполагают, что интеграция сигналов для выделения достаточно сложных признаков изображения начинается уже в первичной зрительной коре. И, наконец, взамен представлений о связях в первичной зрительной коре, фиксированных после созревания в онтогенезе, все больше принимается идея о возможности их широких кратковременных и долговременных перестроек, обеспечивающих зрительную адаптацию, адаптивность к контексту изображений, восстановление утраченных функций, обучение и память.

В настоящее время существует достаточное многообразие теорий на физиологию зрительных систем. Начиная с дискуссии Т.Рида в 1785 году о возможности экспериментального и количественного изучения ощущений (Г. Феххер), о единстве сенсорно-перцептивных процессов (Дж.Гибсон); о природе чувственного отражения (А.Н. Леонтьев), созерцательно-сенсуалистической психологии XIX в. (Э.Титченер); атрибутивные особенности ощущений (О.Кюльт, С.Стивенс). Современные концепции сенсорных процессов (Blackwell, vonBekesy, Luce, М.Б. Михалевская, К.В. Бардин и т.д.) позволяют всесторонне ознакомиться с данной проблемой. Однако, на мой взгляд данные концепции и теории не находят должного отражения в практике.

Цель работы является исследование функционального состояния зрительной сенсорной системы человека.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

изучить особенности функционального состояния световоспринимающей части зрительной сенсорной системы;

изучить особенности функционального состояния вспомогательных структур зрительной сенсорной системы;

определить информативные критерии, позволяющие оценить функциональное состояние зрительной сенсорной системы.

В ходе работы были использованы различные источники информации: учебные издания по физиологии и анатомии, монографии разных авторов и статьи из периодических журналов, Internet – ресурсы и т.д.

Контрольная работа:
«Оптическая система невербального поведения»

Реферат:
Использование методов и стандартов антропометрических индексов, функциональных проб и тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма

Основная часть (выдержка)

1. Литературный обзор

1.1 Зрительная сенсорная система

Зрительная сенсорная система служит для восприятия и анализа световых раздражений. Через нее человек получает до 80-90 % всей информации о внешней среде. Глаз человека воспринимает световые лучи лишь в видимой части спектра — в диапазоне от 400 до 800 нм.

Сенсорная система – часть нервной системы, ответственная за восприятие определённых сигналов (так называемых сенсорных стимулов) из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

Также сенсорные системы называют анализаторами. Понятие «анализатор» ввёл российский физиолог И. П. Павлов. Анализаторы (сенсорные системы) – это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.

Рецептивное поле (поле рецепторов) – это область, в которой находятся специфические рецепторы, посылающие сигналы связанному с ними нейрону (или нейронам) более высокого синоптического уровня той или иной сенсорной системы. Например, при определённых условиях рецептивным полем может быть названа и область сетчатки глаза, на которую проецируется зрительный образ окружающего мира, и единственная палочка или колбочка сетчатки, возбуждённая точечным источником света. На данный момент определены рецептивные поля для зрительной, слуховой и соматосенсорной систем.

Зрительная система служит для восприятия и анализа световых раздражений. Периферический отдел этой системы представлен сложным органом – глазом, содержащим фоторецепторы и тела первых и вторых нейронов. Волокна вторых нейронов составляют зрительный нерв, по которому возбуждение передается на третьи нейроны в промежуточный мозг – в ядро таламуса, так называемое наружное коленчатое тело (часть волокон переключается в переднем двухолмии среднего мозга), а затем к нейронам затылочной области коры больших полушарий. Важными характеристиками органа зрения являются острота и поле зрения.

Зрительная ceнсорная система состоит из следующих отделов:

периферический отдел -это сложный вспомогательный орган — глаз, в котором находятся фоторецепторы и тела 1-х (биполярных) и 2-х (ганглиозных) нейронов;

проводниковый отдел -зрительный нерв (вторая пара черепно-мозговых нервов), представляющий собой волокна 2-ых нейронов и частично перекрещивающийся в хиазме, передает информацию третьим нейронам, часть которых расположена в переднем двухолмии среднего мозга, другая часть — в ядрах промежуточного мозга, так называемых наружных коленчатых телах;

корковый отдел — 4-е нейроны находятся в 17 поле затылочной области коры больших полушарий. Это образование представляет собой первичное (проекционное) поле или ядро анализатора, функцией которого является возникновение ощущений. Рядом с ним находится вторичное поле или периферия анализатора (18 и 19 поля), функция которого — опознание и осмысливание зрительных ощущений, что лежит в основе процесса восприятия. Дальнейшая обработка и взаимосвязь зрительной информации с информацией от других сенсорных систем происходит в ассоциативных задних третичных полях коры — нижнетеменных областях.

Светопроводящие среды глаза и преломления света (рефракция)

Глазное яблоко представляет собой шаровидную камеру диаметром около 2.5 см, содержащую светопроводящие среды — роговицу, влагу передней камеры, хрусталик и студнеобразную жидкость — стекловидное тело, назначение которых преломлять световые лучи и фокусировать их в области расположения рецепторов на сетчатке. Стенками камеры служат 3 оболочки. Наружная непрозрачная оболочка — склера переходит спереди в прозрачную роговицу. Средняя сосудистая оболочка п передней части глаза образует ресничное тело и радужную оболочку, обусловливающую цвет глаз. В середине радужной оболочки (радужки) имеется отверстие — зрачок, регулирующий количество пропускаемых световых лучей. Диаметр зрачка регулируется зрачковым рефлексом, центр которого находится в среднем мозге. Внутренняя сетчатая оболочка (сетчатка) или ретина, содержит фото-рецепторы глаза — палочки и колбочки и служит для преобразования световой энергии в нервное возбуждение

Светопреломляющие среды глаза, преломляя световые лучи, обеспечивают четкое изображение на сетчатке. Основными преломляющими средами глаза человека являются роговица и хрусталик. Лучи, идущие из бесконечности через центр роговицы и хрусталика (т. е. через главную оптическую ось глаза) перпендикулярно к их поверхности, не испытывают преломления. Все остальные лучи преломляются и сходятся внутри камеры глаза в одной точке — фокусе. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов (его фокусирование) называется аккомодацией. Этот процесс у человека осуществляется за счет изменения кривизны хрусталика. Ближняя точка ясного видения с возрастом отодвигается (от 7 см в 7-10 лет до 75 см в 60 лет и более), так как снижается эластичность хрусталика и ухудшается аккомодация. Возникает старческая дальнозоркость.



Заключение (выдержка)

Настоящее исследование показало своеобразие зрительного восприятия людей с интеллектуальной недостаточностью, находящихся на реабилитации в специальном учреждении. По итогам предпринятого наблюдения за ними в ходе занятий, проведения режимных моментов и свободной деятельности установлена возможность продуктивного (вербального и невербального) контакта с людьми, способность выполнения ими элементарных действий по подражанию и образцу.

Наблюдения за деятельностью людей с интеллектуальной недостаточностью, анализ личных дел и беседы со специалистами, работающими с ними, позволили определить оптимальное содержание и условия проведения индивидуального психологического констатирующего эксперимента.

Анализ данных, полученных в ходе изучения ориентировочной деятельности, уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов, а также особенностей выполнения заданий, требующих учета внешних признаков предметов, позволяют выделить ряд особенностей зрительного восприятия людей с интеллектуальной недостаточностью.

В повседневной жизни людей с интеллектуальной недостаточностью игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; выделение этих признаков является случайным или основывается на многократном повторении действия; стимулом для совершения ориентировочно-исследовательских действий с предметом может служить его новизна, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с предметом необычные действия врача, прямые указания врача.

При предъявлении испытуемым предметов, различающихся по одному признаку (цвету, форме, величине, наличию или отсутствию звука) наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Установлено, что форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако при действиях с предметами, отличающимися по одному внешнему признаку, испытуемые совершали преимущественно однотипные неспецифические ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, поворачивание), которые не позволяли им выявить особенности и свойства предмета, а лишь способствовали общему ознакомлению с ним.

Люди с интеллектуальной недостаточностью более успешно идентифицируют четыре основных цвета, и хуже - белый и черный. Самостоятельное называние цвета доступно незначительному количеству испытуемых. Восприятие величины является наименее сформированным у людей с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет предмета вызывает у людей с интеллектуальной недостаточностью яркие эмоциональные реакции, форма предметов провоцирует значительное количество познавательных реакций (в том числе ориентировочно-исследовательских действий). Восприятие величины вызывает наибольшие сложности, особенно при необходимости ее словесного обозначения. По-видимому, это связано не только с особенностями деятельности этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств предметов.

Шпаргалка:
1. Человек и его окружающая среда 2. Основные физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности 3. Промышленная вентиляция 4. Основные светотехнические характеристики 5. Классификация производственного освещения 6. Источники искусственного света 7. Негативные факторы техносферы 8. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания 9. Воздействие негативных факторов и их нормирование 10. Механические колебания 11. Акустические колебания 12. Нормирование шума 13. Инфразвук 14. У

Дипломная работа:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Литература

1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 2009. - 418 с.

2. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,2013. - 133 с.

3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 2012. - 336 с.

4. Глезер В.Д. Опознание зрительных образов. М.-Л.: Наука, 2006. – 328 с.

5. Глезер В.Д. Модели нейронов зрительной коры / В.Д. Глейзер. - М.: Наука, 2012.- 350 с.

6. Голованов К.М. Функциональные исследования зрительной сенсорной системы в контроле за лечением артериальной гипертонии / К.М. Голованов, O.JI. Силакова, А.Ю. Боголюбская // Съезд офтальмологов России 8-й: Тез докл. М., 2009. – 680 с.

7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, 2012. - 192 с.

8. Ендриховский, С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, A.M. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсорные системы. 2010 - Т.10, №2. – 1329 с.

9. Марр Д. Зрение. М., 2007. – 167 с.

10. Радченко А.Н. Моделирование структуры и функции наружных коленчатых тел в системе зрительного анализатора // Физиология человека. 2007.

11. Руководство по физиологии сенсорных систем / И.А. Вартанян. СПб.: Лань, 2009г. 220 с.

12. Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. М.: Мир, 2008.

13. Современная офтальмология: Учебник для вузов / Под редакцией В.Ф. Даниличева. СПб.: Питер, 2010. - 280 с.

14. Сомов, Е.Е. Методы офтальмоэргономики / Е.Е. Сомов. JL: Наука, 2011.-159 с.

15. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. - М.: Медицина, 2012. -400 с.

16. Функциональные методы исследования в офтальмологии: Монография / A.M. Шамшинова, В.В. Волков. М.: Медицина, 2009. - 416 с.

17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. - М.: Мир, 2010. –239с.

18. Шевелев, И.А. Зрительная кора / И.А. Шевелев. - М.: Наука, 2012. –278 с.

19. Шпак, А.А. Исследование зрительных потенциалов в офтальмологии и офтальмохирургии / А.А. Шпак. М., 2010. - 191 с.

20. Ярбус АЛ. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 2009.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 23
Год: 2017
1100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
Мы уже помогли 311636 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X