ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие личности. Проблемы социализации личности 4
2. Свобода и ответственность личности. Конформизм и нонконформизм 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
Понятие личности относится к числу сложнейших в философии и человекознании в целом. При изучении данного вопроса следует, прежде всего, уяснить (и различать) близкие по своему значению понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
Конформизм во взаимоотношениях между членами общества проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека, выступая, таким образом, своеобразной мерой свободы и ответственности личности.
Все вышеизложенное и определяет актуальность темы данной работы.
Человек – это понятие родовое, оно включает общие черты, присущие человеческому роду (прямая походка, мышление и др.).
В понятии индивид, отдельный человек подчеркивается принадлеж-ность к человеческому роду. В нем нет конкретных социальных или психологических характеристик.
Понятие индивидуальность включает в себя черты, свойства и признаки, отличающие данного индивида от всех остальных (особенности взглядов, суждений, памяти, воображения и т.д.). Неповторимость свойственна каждой отдельной личности: если ее отнять, то исчезнет и сама личность. Но эта неповторимость свойственна личности не в силу того, что она человеческая личность, а постольку, поскольку она нечто единичное вообще. Полное описание единичной индивидуальности равнозначно поэтому «полному» описанию всей совокупности единичных «душ». Это понимали Декарт и Спиноза, Гегель и Фейербах, представители экзистенциальной философии. По этой причине наука о «единичном», «индивидуальном», как таковом, невозможна и немыслима. Большая роль здесь принадлежит искусству. Только искусство в состоянии дать нам многоцветный образ индивидуальности, раскрыть неповторимый мир человека.
Личность – это действительность индивида как социального феномена, человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся и реализующихся в различных формах общественной деятельности и отношений. Общие социальные качества выражаются в индивидуальных особенностях. От этого зависит значимость личности.
Личность это целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций, ролей. В результате процесса социализации личности усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Анализируя конформизм и нонконформизм, следует отметить, что нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с общественной группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это. В тоже время, очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден ее покинуть.
1. Спиркин А.Г. Основы философии. Ученик для ВУЗов. – М., 2007.
2. Философия (конспект лекций). Под ред. И.А. Ильина. – М., 2012.
3. Философский словарь (под ред. И.Т. Фролова). – М., 1991.
4. Философский словарь. Издательство политической литературы / Под редакцией И.Т. Фролова – М.: Изд. МГУ, 1986.
Практическая работа:
1. Диалектика как систем принципы, законы, категории. 2. Понятие личности Личность и общество Свобода и ответственность личности.
Курсовая работа:
Похищение человека. Его отграничение от незаконного лишения свободы и захвата заложника.
Вебинар:
Особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников
Дипломная работа:
Особенности агрессивности и ответственности у лиц с наркотической зависимостью
Дипломная работа:
Формирование инициативного и ответственного отношения к труду