8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность и особенности восприятия музыки детей старшего дошкольного возраста….9

1.2 Педагогические условия организации восприятия музыки как главный компонент развития восприятия старших дошкольников….….19

Выводы по первой главе .….….….….….….30

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Выявление начального уровня музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста….….31

2.2. Развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации педагогической технологии….….41

2.3. Проверка эффективности педагогической технологии направленной на развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента….65

Выводы по второй главе….….74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….76

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение (выдержка)

Актуальность. Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

На социально-педагогическом уровне объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников. В основе развития восприятия лежит формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013) (ФГОС ДО), художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что есть исследования, рассматривающие философские идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, Г.А. Суворова, Д.Б. Эльконин); идеи отечественных деятелей о влиянии восприятия музыки на духовное развитие личности (Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Е.М. Вилькорейской, Ю.А. Двоскиной, А.В. Кенеман, Т.А. Кершнер, Н.А. Метлова, М.А. Румер, Б.М. Теплова, А.В. Топоровой, В.Н. Шацкой). Исследования проблемы развития восприятия музыки старшими дошкольниками исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к музыкальному образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу развития восприятия музыки старшими дошкольниками составляют: психология музыкальных способностей (Б.М. Теплов); о психологии музыкального восприятия (Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, В.И Петрушин); теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина); организация процесса восприятия музыки детьми в дошкольном образовательном учреждении (А.Г.Гогоберидзе); музыкальное развитие детей (Л.В. Малахова, А.Н. Зимина, О.П. Радынова);.

Но педагогические условия развития восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста изучено не достаточно. Это определило тему исследования - «Развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста».

На основе актуальности исследования вытекают противоречия:

 социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием восприятия у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации этого заказа;

 педагогическим потенциалом музыкальной деятельности старших дошкольников по развитию восприятия музыки и недостаточной организацией музыкальной деятельности направленной на развитие восприятия музыки у детей;

 необходимостью развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методическим обеспечением этого процесса.

Таким образом, проблема исследования: каковы педагогические условия для успешного развития восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста?

Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогическую технологию развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: восприятие музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия организации восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста может быть обеспеченна следующими педагогическими условиями:

 проектированием предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ в соответствии с задачами развития восприятия музыки, включающей необычное дидактическое оформление «Чудеса на вешалке», включащее в себя нетрадиционные музыкально-дидактические игры: «Чудо рояль», «Музыкальный чемоданчик», «Музыкальный волчок»;

 обоснованием использования музыки в режимных моментах и в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, сосредоточила внимание на решении следующих задач:

1. Раскрыть сущность процесса развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

2.Определить педагогические условия развития восприятия музыки у старших дошкольников.

3.Определить уровень музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

4.Обобщить результаты исследования.

Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучение и анализа педагогической, психологической, методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа.

Теорико-методологическую основу исследования составляют:

 теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.А. Суворова, Д.Б. Эльконин);

 принципы развития детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, Г.А. Урунтаева);

 теория музыкальных способностей (Б.М.Теплов);

 музыкальная психология и психология музыкального образования (Н.Б. Берхин, С.Н. Беляева –Экземплярская, Е.В.Назайкинский, А.В. Торопова);

 концепция развивающей предметной среды (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский);

 концепция развития ребенка – дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, М.Б. Зацепина)

 основные положения теории музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, Л.В. Малахова);

 теория диагностики и развития восприятия музыки детьми дошкольного возраста (В.И. Петрушин, О.П. Радынова).

Теоретическая значимость:

 теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «восприятие музыки», под которым мы понимаем способность детей старшего дошкольного возраста к проникновению в музыкальный образ и его осмысление;

 теоретически обоснованны педагогические условия, как наиболее важного аспекта в развитии восприятия музыки у дошкольников: проектирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с задачами развития восприятия музыки; использование музыки в режимных моментах и в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость:

 подобран и апробирован диагностический инструментарий для оценки уровня восприятия музыки старших дошкольников;

 разработанная педагогическая технология может быть использованна для создания педагогических условий развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

 создана развивающая музыкально-обогащенная среда направленная на развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста;

 материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования «Развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста».

Исследование проводились в 3 этапа:

Первый этап – поисково-теоретический (май-июль 2016 г.). Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. На этом этапе были определены цель, гипотеза и задачи исследования. Был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Второй этап – опытно-поисковый (август-ноябрь 2016 г.) включил в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента: создание развивающей музыкально-обогащенной среды, разработка и апробация педагогической технологии направленной на развитие восприятия музыки у старших дошкольников.

Третий этап – обобщающий (декабрь 2016 г.) посвящен обобщению результатов исследования, анализу данных, формулированию теоретических выводов, полученных в результате проведенной опытно - экспериментальной работы.

База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 26 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан.

Структура исследования: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность и особенности восприятия музыки

детей старшего дошкольного возраста

Вопрос развития основ восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста нашло свое отражение в области «художественно – эстетическое развитие» ФГОС ДО, согласно которому художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей [44].

Рассмотрим основное понятие объекта исследования. В психологии «восприятие» определяется как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» [45].

По мнению Б.М. Теплова, музыкальное восприятие – активный процесс, сложная психологическая функция, определяемая целями и задачам деятельности, а также конкретными внешними и внутренними факторами [41].

Как пишет В.И. Петрушин: музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. [32].

Е.В. Назайкинский восприятие музыки описывает, как отражение ситуации, «когда субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом – акустические сигналы, при этом он разграничивает термины «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие», где второе направленно «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетически художественный феномен» [26]

Б.М. Теплов считает, что развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия [41].

По мнению Н.А. Ветлугиной, с развитием музыкального восприятия у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность [8].

Таким образом, можно сделать вывод, музыкальное восприятие - это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности.

Восприятие музыки осуществляется через различные виды деятельности: музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Но основным видом деятельности по восприятию музыки все же является слушание.

О.П. Радынова пишет, что слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют [35].

А.Г. Гогоберидзе полноценное восприятие музыки считает возможным только при неоднократном ее прослушивании и в том случае, когда слушатель вступает в сотворчество с создателем музыкального произведения в ходе его прослушивания [10].

Б.М. Теплов отметил, что музыкальное произведение с самого начала не выступает перед ребенком как эстетический объект. Раньше чем стать таковым, оно уже должно быть для него осмысленным, содержательным, а следовательно, в самом прямом смысле слова «понятным» объектом [41].

На первых этапах ознакомления музыкального восприятия дети старшего дошкольного возраста воспринимают «внешнюю оболочку» музыкального произведения. На последующих этапах осознаются отдельные детали и фрагменты произведения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается целиком, с отчетливым слышанием деталей, осознанием задумки автора.

Л.Н. Комиссаровой выделены следующие компоненты музыкального восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку; музыкальный слух; мышление; память; способность к творчеству. Она отмечает, что все компоненты наряду с понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время эмоции, мышление и другие компоненты так же входят в понятие музыкального восприятия как составляющие его компоненты [23].

Все вышеизложенное можно отнести и к процессу восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста. Но для этого педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект восприятия детьми материала. Быть хорошо подготовленными в области музыковедения, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста в области восприятия музыки.

Рассмотрим особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. А.Г. Гогоберидзе отмечает, что к старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности [12].

По мнению Н.А. Ветлугиной, дети 5-7 лет имеют достаточно развитие произвольное внимание, умение сосредоточиться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также наблюдательность. Дети способны почувствовать общее настроение в музыке и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения. Способны сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки [9].

О.П. Радынова же выделяет в старшем дошкольном возрасте показатели уровня формирования музыкальной культуры. Такими выступают: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; оригинальность творческих проявлений (ритмопластических образов, двигательных импровизаций); глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке. Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, то есть начале становления музыкально – эстетического осознания, о котором говорит эмоционально – оценочное отношение к музыке. Эти показатели выявляют также степень развития мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки [37].



Заключение (выдержка)

Цель исследования была ориентирована на развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования выступили педагогические условия развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе решения теоретических задач в первой части исследования была раскрыта сущность процесса развития восприятия музыки старшими дошкольниками, определены педагогические условия способствующие развитию данного восприятия.

В данном исследовании под «восприятием музыки» мы понимаем процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Изучение ФГОС ДО и концепции развивающей предметной среды позволило сделать вывод, что успешное развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста зависит от организации музыкально-обогащенной среды. Также немаловажным педагогическим условием выступает организация восприятия музыки в ходе режимных моментов и в различной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, состояла из трех этапов: диагностического, основного, итогового. В ходе диагностического этапа был выявлен уровень развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностического этапа выявили, что у детей низкий показатель вовлеченности в процесс восприятия музыки и устойчивости интереса данному процессу. Дети не могли определить эмоциональный настрой произведения, передаваемого через средства музыкальной выразительности. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда не соответствовала требованиям ФГОС ДО и концепции развивающей предметной среды. Музыка в ходе режимных моментов использовалась крайне редко.

Исходя из данных диагностического этапа, была разработана и апробирована педагогическая технология развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. Лейтмотивом I было проектирование и создание развивающей музыкально-обогащенной среды, в ходе чего были созданы необычные музыкально-дидактические игры: «Чудо рояль», «Волшебный волчок», «Музыкальный домик», «Музыкальный квест», «Музыкальный чемоданчик», «Найди пару», «Музыкальное панно», «Музыкальная палитра». Лейтмотивом II стала организация восприятия музыки в ходе режимных моментов и различной деятельности детей.

Реализация педагогической технологии показала существенную зависимость в развитии восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста от организации выше изложенных педагогических условий. Эти данные нашли подтверждение на заключительном этапе опытно-экспериментального исследования.

Анализ результатов заключительного этапа исследования показал, что у детей экспериментальной группы, где были реализованы Лейтмотив I и Лейтмотив 2, произошли положительные изменения в осознании детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности, способности детей к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений, повысилась вовлеченность и устойчивость интереса детей к процессу восприятия музыки. Развивающая музыкально-обогащенная среда оформлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и концепции развивающей предметной среды. Стал использоваться музыкальный репертуар в режимных моментах, а именно в часы утреннего приема, перед прогулкой; в ходе НОД и свободной игровой деятельности детей музыка звучит постоянно. Музыкальный материал, воспринимаемый детьми в течение дня, очень разнообразен и включает в себя классические, народные произведения, детские песни из м/ф и к/ф, популярные детские эстрадные песни

Таким образом, гипотеза о том, что эффективность развития восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста может быть обеспеченна следующими педагогическими условиями: проектированием предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ в соответствии с задачами развития восприятия музыки, включающей нетрадиционное дидактическое оформление: «Чудо рояль», «Музыкальный чемоданчик», «Музыкальный волчок»; обоснованием использования музыки в режимных моментах и в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

В перспективе планирую продолжить данную работу с детьми подготовительной к школе группы и поиском новых педагогических условий.



Литература

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. [Текст] / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 2010. – 238 с

2. Асафьев, Б.В., Музыкальная форма как процесс. [Текст] /Б.В. Асафьев.– М.: Изд: «Книга по Требованию», 2012. – 376с.

3. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки. [Текст] /С.Н. Беляева-Экземплярская. - М.: «Дрофа», 2010. - 125 с.

4. Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений [Текст] /Н.Б. Берхин //Вопросы психолгии. - № 4.-1988.- С. 155-160.

5. Бечак, Б.А. Воспитание искусством. [Текст] /Б.А.Бечак. - М.: Просвещение, 1981. – 280 с.

6. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования. [Текст] /Л.М. Веккер. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. - 194 с.

7. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой. [Текст]:/Т.Е.Вендрова, И.В.Писарева -М.: 1991.- 50 с.

8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. [Текст] / Н.А.Ветлугина. – М.:Просвещение, 1982.-240с.

9. Ветлугина, Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. [Текст]: /Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова – М. - 2011.-270с.

10. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. [Текст]: /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 432с.

11. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – СПб., 2010.-656с.

12. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения.[Текст]: /А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб., 2012.-464с.

13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения.[Текст]/В.В. Давыдов, В.А. Петровский. - М., 1986.

14. Леонтьев, А.Н. Деятельность как психологический феномен. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 139 с.

15. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание старших дошкольников [Текст]/ И.Л. Дзержинская. -М.:Просвещение,2012. – 160с.

16. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. [Текст] /Е.А.Дубровская. - М.: Просвещение, 2012. - 173 с.

17. Заводова, Т.Е. Музыка и воспитание. [Текст] / Т.Е. Заводова. - Мн.: Красико-Принт, - 2005.

18. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] /М.БЗацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2011.-89с

19. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] /А.Н. Зимина. - М: Т.Ц. «Сфера», 2010. – 320 с

20. Иванова, О.И. Новый музыкальный букварь. [Текст]: / О.И.Иванова, И.К. Кузнецова– М.: Феникс, 2006.-48с.

21. Каплунова, И.М. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». [Текст] /И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – СПб:, «Невская нота», 2010 – 66с.

22. Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». [Текст] / Э. П. Костина. - М. : Линка-пресс, 2013.-223с.

23. Комиссарова, Л. Н. Ребенок в мире музыки [Текст] /Л.Н. Комиссарова // Ребенок в детском саду. - № 5.- 2004.- с.14-23.

24. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] /Л. Малахова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

25. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника.[Текст] / Н. И. Марецкая.- М.:Детство-Пресс. – 2012. – С. 13-40.

26. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки. [Текст] /Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 2002.- 254 с.

27. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972.- 383 с.

28. Назайкинский, Е.З. Звуковой мир музыки. [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Просвещение, 2002.-130с.

29. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. [Текст] /С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4 – с.12-15 .

30. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. [Текст] / В.Д.Остроменский. - М.:, 2002. - 286 с.

31. Петровский, В.А., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.[Текст]/ В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова - М., 1993.

32. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности дошкольника [Текст] / В.И. Петрушин// Вопросы психологии (электронное издание). - № 1. – 1986. - с.102-104.

33. Радынова, О.П. Настроение, чувства в музыке. Музыкальные шедевры. [Текст] / О.П. Радынова. -М.: ТЦ Сфера, 2014. -206с.

34. Радынова, О.П. Природа и музыка. Музыкальные шедевры. [Текст] / О.П. Радынова. -М.: ТЦ Сфера, 2014. -176с.

35. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст]: / О.П. Радынова, А.И.Катинене -М.:Академия,1998.-240с.

36. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст]/ О.П.Радынова. -М.: ТЦ Сфера, 2013.

37. Радынова, О.П. Слушаем музыку. [Текст]/О.П.Радынова. - М.: Просвещение, 2011. - 158 с.

38. Рыцарева, М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. [Текст] / М.Г. Рыцарева. - М.: Музыка, 2004. - 367 с.

39. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов ДОУ. [Текст] / А. В. Сверчков // Молодой ученый. – 2009. – № 4. – С. 279–282

40. Суворова, Г.А. Психология деятельности. [Текст]/Г.А. Суворова. – М.; ПЕР СЭ, 2013. – 260 с.

41. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /Б.М.Теплов. – М., Наука, 2003.-379с.

42. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования.[Текст]/А.В. Топорова. - М.2008

43. Улашенко, Н.Б. Музыка. Старшая группа. Разработка занятий [Текст] / сост. Н.Б Улашенко, 2-издание переработанное – Волгоград: ИТД Корифей, 2013. – 96с.

44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Изд.: «Перспектива», 2014. – 32 с.

45. Хрестоматия по психологии. [Текст] /Издание 2-е, исправленное и дополненное - М.: «ЧеРо», 2002. — 610 с.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
2100 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 10476 студентам.
X
X