8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Литература и лингвистика

ИДЕЙНО – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В. М. ШУКШИНА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В.М. ШУКШИНА.6

1.1. Своеобразие художественного метода писателя.6

1.2. Индивидуально-авторские особенности рассказов В.М. Шукшина.13

1.3. Типология рассказов писателя.17

Выводы по первой главе.23

ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА.25

2.1. Образы «чудиков» в рассказах «Критики», «Чудик», «Мастер».25

2.2. Идейно-художественное своеобразия рассказов «Срезал», «Верую!», «Крепкий мужик».34

Выводы по второй главе.39

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. ШУКШИНА В ШКОЛЕ.42

3.1. Методические рекомендации по изучению произведений писателя.42

3.2. Конспект урока по литературе: «В.М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?».46

3.3. Проект программы элективного курса.55

Выводы по третьей главе.59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.63



Введение (выдержка)

Актуальность исследования определяется тем, что произведения с нравственной проблематикой всегда остаются востребованными у читателей. Одним из писателей, к творчеству которого не ослабевает интерес и по сей день, является Василий Макарович Шукшин. Он известен российскому читателю как большой мастер рассказов, повестей («Калина красная») и романов («Любавины», «Я пришёл дать вам волю»).

В своих произведениях писатель затрагивает «вечные» темы как философского, нравственного, так и социального характера, которые не потеряли своей актуальности. В рассказах и повестях писателя поднимаются проблемы жизни смерти, счастья, понимания человеком своего назначения и места, своей роли в судьбе других людей и даже страны. Героев Шукшина часто не понимают и не принимают окружающие люди, но они становятся не чужаками, а «чудиками», которых сам писатель искренне любит и бережет. Он мастерски в произведениях небольшого объема рассказывает о самом важном в жизни каждого русского человека. Произведения писателя привлекают читателя тем, что персонажи, созданные автором, узнаваемы, язык прост и понятен.

Этот талантливый человек проявил себя и как актер, сценарист, режиссёр. Таким образом, в творческой личности В. М. Шукшина преломились несколько видов искусства.

Актуальность темы вызвана неослабевающим интересом к творчеству писателей с ярко выраженным национальным самосознанием, к которым относится и Василий Макарович Шукшин.

Цель выпускной квалификационной работы - изучение идейно-художественного своеобразия рассказов В.М. Шукшина.

Задачи исследования:

1) раскрыть теоретические аспекты изучения личности и творчества В.М. Шукшина;

2) выявить и исследовать идейно-художественное своеобразие рассказов В.М. Шукшина, включенных в школьные программы по литературе;

3) определить методические аспекты изучения творчества писателя в школе.

Объектом исследования является идейно-художественное своеобразие рассказов В.М. Шукшина.

Предметом исследования являются рассказы В.М. Шукшина, включенные в школьные программы по литературе.

Методы исследования:

- теоретический: изучение литературоведческой, педагогической и методической литературы по теме исследования;

- практический: анализ произведений В.М. Шукшина и разработка методических рекомендаций по их изучению.

Методологическую основу исследования составляют работы ученых – литературоведов и методистов, рассматривающих особенности творчества В.М. Шукшина. Важное значение для нашего исследования имеют книги и статьи о русской литературе послевоенного периода, а также работы культурологического характера. Мы опирались на труды ученых рассматривавших идейно-художественное своеобразие творчества Шукшина. Среди них следует отметить труды В.А. Апухтиной, А. Емельянова, В.М. Карпова, В. Коробова и других. В периодической печати время от времени появляются критические статьи о писателе, каждые два года проводятся на Алтае (в гг. Бийске и Барнауле) большие Шукшинские чтения, о Шукшине существует большое количество мемуарной литературы.

Научная новизна исследования обусловлена выбором аспекта исследования. Предпринята попытка анализа идейно-художественного своеобразия рассказов Шукшина, включенных в школьные программы, и на этой основе разработки методических рекомендаций.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что проделанная работа поможет учителям-словесникам в выборе акцентов при изучении творчества писателя и отборе материалов для уроков, позволит полнее представить характер и эволюцию творческого наследия русского писателя.

Практическая значимость исследования видится нам в том, что сделанные в ней наблюдения, обобщения и выводы могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы второй половины ХХ века, элективных курсах, посвященных творчеству В.М. Шукшина и современных ему деятелей русской культуры. Также результаты исследования могут стать основой для разработки уроков, внеурочных занятий в школе и в колледжах при изучении русской литературы XX века, а также помочь в разработке методических материалов, посвященных творчеству писателя.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.



Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА

1.1. Своеобразие художественного метода писателя

В данном параграфе мы предприняли попытку рассмотреть своеобразие художественного метода творчества В.М. Шукшина.

«В.М. Шукшин присутствовал в литературе с 1958 по 1974 гг. – полтора десятилетия. Начал он с лирической зарисовки «Двое на телеге», закончил рассказом-фельетоном «Кляуза». Если подходить с мерками традиционного реализма, Шукшин со своей подчеркнуто русской ментальностью – типичный деревенщик, эволюция которого – от лирических раздумий до рассказов-откровений» [4, 35].

При этом почти за сорок лет до выхода монографии Л.Т. Бодровой С. Залыгин писал о Шукшине и его героях следующее: «Все, что его окружало, - все люди и факты становились для него предметом искусства, казалось ли это ссоры с вахтёром в больнице или изучение биографии и деяний Степана Разина. Исключений нет… У него не было и тени умиления или заискивания ни перед своими героями, ни перед самим собой. Больше того, он был очень суров в отношении и к ним, и к себе той суровостью, которая неизбежна, если писатель понимает и знает людей и не делает особого исключения для себя, если он хочет, страстно желает, чтобы не только им было лучше, но чтобы и они сами тоже были лучше… А его герои никогда не обижались на него за это. И он, и они всегда ставили перед собою вопрос: Что с нами происходит?» [11, 49].

Таким образом, С. Залыгин уже тогда подчеркивал тесную связь героев В. Шукшина и его самого с жизнью и в то же время выделял особенности их характера: пытливость, интерес к жизни. В своей статье он отмечал и недостаточную изученность творчества писателя: «Все, что критики не очень художественно называют «художественным разбором» произведений искусства, для творчества Шукшина еще впереди. Время для них еще не настало, оно, может быть, только-только настает» [11, 102]. С того времени, как была написана статья С. Залыгина, прошло около сорока лет, и многое уже в творчестве В.М. Шукшина изучено и проанализировано критиками и литературоведами. На данный момент о В.М. Шукшине и о его творческом методе написано много трудов и монографий, авторами которых являются такие известные исследователи, как: Л. Аннинский, В. Гусев, В. Лакшин, Л. Емельянов, В. Рассадин, Г. Митин, А. Урбан, Ю. Тюрин, В. Чалмаев и др.

По нашему мнению, творчество В.М. Шукшина (его актерская деятельность, его произведения) не может оставить равнодушным ни одного русского человека. Соответственно, возникает вопрос: чем же так притягательны его произведения, буквально берущие читателя за душу? Ответ кроется в том, что писатель до мельчайших деталей знал жизнь деревни, понимал всю ее глубину, чувствовал ее сердцем; именно поэтому его герои так естественны, видна правда жизни в каждом их поступке, слове и деле. Другой особенностью творений писателя является душевная боль, которую читатель ощущает практически в каждом произведении В.М. Шукшина, потому что автор душой болеет за каждого своего персонажа, живущего на селе, переживает за его неудавшуюся судьбу, тяготится его горестями и испытаниями.

Литературовед и исследователь творчества В.М. Шукшина начала 70-х годов ХХ века, М.О. Чудакова, так рассуждала об особенностях творческого метода В. Шукшина: «Автор набрасывает перед нами множество судеб – сложных, очень разных, литературе почти совсем не известных, – набрасывает крупными мазками. И все же этот автор несколько подавлен своим материалом, всем виденным им и слышанным» [38, 215].

Другой исследователь творчества Шукшина начала 80-х годов ХХ века Г.А. Белая, рассуждает о сложности художественного мира В. Шукшина, отмечая следующие особенности художественного метода писателя: «Характеры и типы, созданные Шукшиным, сам его художественный мир, живущий по своим законам, оказали – и продолжают оказывать – сопротивление многим концепциям критиков. Каков же этот мир?» [3, 99].

Чтобы убедительно рассуждать об особенностях художественного метода В. Шукшина, мы считаем необходимым обратить внимание, в первую очередь, на его ранние рассказы, потому что именно в начале своего творческого пути автор воплощает в них тему русского национального характера, повествует о русской общности, о родной истории.

В.М. Шукшин в своих произведениях постоянно задается вопросом о смысле жизни, сам же и отвечает на него, но чаще всего эти ответы неоднозначны и часто не удовлетворяют самого автора, поэтому многие персонажи в рассказах Шукшина похожи на своего создателя: человека сомневающегося, поступающего вопреки логике, иногда даже вредящего самому себе. Это значит, что писатель ценил в своих героях такие качества, как искренность, прямота, доброта; при этом даже в персонаже, потерявшемся в жизни, В.М. Шукшин всегда видел что-то светлое, побеждающее все его недостатки.

Изучая творчество Василия Шукшина, мы обратили внимание на то, что писатель хорошо понимал законы жизни и прекрасно разбирался в них. Его жизненные взгляды формировались на основе личного опыта, наблюдений, вырастали из его умения понимать человека, угадывать главное в его душе, сравнивая, сопоставляя, изучая встречающихся на жизненном пути писателя людей.

Соответственно, творчество В.М. Шукшина своим гуманистическим подходом, тяготением к анализу общечеловеческих вопросов постепенно стало отвечать духовно-нравственным потребностям современной России, «…способствуя развитию национального самосознания и возрождения страны, начавшегося в конце 50-х гг. ХХ века и продолжающегося по настоящее время». [14, 85].

В своих произведениях В.М. Шукшин в качестве объекта изучения выбирает человека обычного, внешне непримечательного, тем самым мастерски продолжая традиции русской классической литературы в изображении «маленького человека». Например, в рассказе «Шире шаг, маэстро» явно ощущаются реминисценция из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Шукшин рассказывает о молодом враче Солодовникове, оказавшемся в сельской глуши. Он так же, как и Ионыч, поначалу осознает, что мещанская, обывательская среда медленно, но уверенно затягивает его молодую жизнь «в болото». Поначалу герой Шукшина еще старается себя подбадривать, говоря: «Шире шаг, маэстро!» Но постепенно шаг Солодовникова становится все более мелким, и знающий читатель понимает, что совсем скоро молодой врач обзаведется тройкой хороших лошадей, как и герой Чехова.

Особенности художественного метода писателя проявляются и в том, что герои его рассказов наиболее полно представляют себя именно в диалогах и действиях, в которых авторский комментарий чаще всего отсутствует. Кроме того, многие рассказы писателя имеют острый сюжет, являясь новеллами; в них ослаблена фабула, а язык произведения отличается лаконизмом и образностью. Шукшин симпатизирует своим героям и поэтизирует их.

При этом уже в других рассказах (более поздних, вошедших в сборник «Там, вдали») персонажи произведений - сельские жители. Они лишаются авторской симпатии и привычной поэтизации. В. Шукшин в характерах своих персонажей вскрывает «половодье чувств», порождающее своеволие, эгоизм, грубую силу, которые, в свою очередь, привносят в жизнь и характеры героев разрушительное начало. В таких рассказах, как «Волки», «Змеиный яд», «Стенка», «Охота жить» и др. ощутима некоторая авторская ирония по отношению к своим героям.

Нередко в рассказах Шукшина начинают проявляться сказовая манера повествования и сказочные элементы. Для дальнейшего изучения особенностей художественного метода писателя нам необходимо рассмотреть, что же исследователи понимают под сказовостью и сказовыми элементами.

Так, Э.В. Померанцева определяет, что сказка является «…одним из основных жанров устного народного поэтического творчества; является эпическим, преимущественно прозаическим художественным произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [20, 98]. Исходя из такого определения сказки, мы можем относительно развития сюжета многие рассказы В. Шукшина считать близкими к «сказочным формам».

Сам В.М. Шукшин относительно сказочности своих рассказов в журнал «Молодая гвардия» писал, что «…русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку» [23, 30]. Мы думаем, стоит обратить особое внимание на то, что Шукшин ставит сказки русского народа в один ряд с его победами и страданиями, придавая им жизненно важное значение.

Для сказовой манеры повествования обязательными элементами являются:

- указание на присутствие слушателя;

- двухголосие повествования (автора и рассказчика);

- отражение простонародной речи (часто встречается в произведениях Н.С. Лескова, М.М. Зощенко);

- необходимые рамки, отделяющие читателя от рассказчика (читатель знает больше, чем рассказчик);

- стилизация под язык определенной части населения (например, у Зощенко – под язык мещан, обывателей);

- сочетание иронии и «правды» чувств.

Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как в жизни говорят простые деревенские люди. Но особенность рассказов Шукшина в том, что авторская речь тесно сплетается с речью персонажей (например, в предложении «Шурыгин хотел еще как-нибудь обозвать дуру продавщицу.», написанном от лица автора, звучит, конечно, голос Шурыгина - именно для него продавщица «дура», а не для Шукшина), и язык автора тоже разговорный, народный, только ему удается «высказать себя» отчетливее, чем персонажам. Такое слияние авторской речи и речи персонажей характерно для сказа. Так написан «Левша» Н. С. Лескова, так написаны рассказы М. Зощенко, как бы «спрятавшегося» за своих героев. У Шукшина автор тоже часто оказывается скрыт за героем. Но внимательный читатель обязательно заметит его присутствие, его отношение к своим персонажам.

Новое в художественном методе писателя в изображении своих героев особенно стало отчетливо проявляться в сборнике рассказов «Земляки» (1970), где на первый план выступает авторская ориентированность на художественное исследование человеческих судеб, складывавшихся достаточно драматично. Характеры персонажей в рассказах Шукшина представляются дисгармоничными и неожиданными, а душевное состояние героев характеризуется смятением и внутренним разладом. Часто шукшинские персонажи находятся перед жизненным выбором, выбирая между большим злом и меньшим злом, выводя свои поступки за рамки общепринятой нормы.

Обратимся в качестве примера к рассказу «Миль пардон, мадам!», свидетельствующем об эволюции творческого метода Василия Макаровича Шукшина. Герой этого рассказа по имени Бронька Пупков, участник войны, опытный охотник, который знает все звериные тропы, является «неуёмным рассказчиком». Его местные жители всегда рекомендуют приезжим в качестве «экскурсовода» потому, что рассказы Броньки всегда похожи на авантюрные сказки, в которых он выдает себя за настоящего героя. В момент своего рассказа герой настолько вдохновляется, что слушатели начинают ему верить.

Однако, несмотря на эволюцию героев в творчестве В. Шукшина, по-прежнему любимыми его персонажами остаются «чудики» и «странные люди», у которых жизненные ценности не совпадают с обывательскими приоритетами. Василий Шукшин утверждал, что ему «…интереснее всего изучать и анализировать характер человека, который является импульсивным, поддающимся порывам, а значит, и крайне естественным. У такого человека всегда разумная душа» [40, 289]. Любимые персонажи писателя характеризуются не только духовной неудовлетворенностью, но и вечным поиском смысла жизни. Шукшинские герои постоянно сталкиваются с искусственностью городской жизни, разрушающей человеческую индивидуальность.

Автор, обнажая поступки своих героев-«чудиков», рассказывает о том, как странность и чудаковатость этих людей исчезает. Он раскрывает индивидуальность персонажей, обладающих редкими человеческими качества. Таковым, например, является красавец Спирька Расторгуев, из рассказа «Сураз» бесшабашный, беспечный, но обладающий щедрой и чуткой душой. После того, как героя оскорбляет и избивает «городской пришелец», тот не выдерживает такого унижения и стреляется.



Заключение (выдержка)

Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение идейно-художественного своеобразия рассказов В.М. Шукшина. Обозначенные задачи в рамках данного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

- нами было выявлено, что писателя привлекают прежде всего люди страдающие, думающие, живущие напряженной внутренней жизнью;

- в основе большинства произведений писателя лежит случай, дающий возможность герою проявить свой характер, свою нравственную позицию;

- для Шукшина поступок его героев расценивается прежде всего как своеобразное чудачество, сближающее таких героев с персонажами народных сказок;

- Шукшин не идеализирует своих странных, «чудаковатых» героев.

Кроме того, в своих рассказах, достаточно небольших по объему, писатель сумел представить прекрасное содержание, изображающее колоритную картину жизни простого деревенского народа, потому что именно национально-народная стихия стала действительным воплощением такого замечательного и своеобразного таланта.

Для выведения типологии шукшинского рассказа оказалось очень важным именно соотношение между эпическим и лирическим началами, динамичностью и ретардационностью композиционно-сюжетных элементов. Этим самым обстоятельством объясняется двухчастность предпринятого нами анализа с выделением указанных категорий.

В рассказах Шукшина на формальном уровне прослеживается важная антиномия компонентов сюжета: большая объемность и лаконичность. Здесь выделяются следующие категориальные признаки рассказов: лаконичные части сюжета — концовка, развязка, завязка.

Типология рассказов как явление междисциплинарного характера позволяет разнообразно охватить объект и создать целостное представление о нем.

Изучение идейно-художественного своеобразия рассказов Шукшина позволило нам сделать следующие выводы:

- эволюционирующие персонажи- «чудики» являются исключительно авторским открытием В. Шукшина в литературе, образы которых восходят к исконно народному типу «маленьких людей». Писатель с любовью, с глубоким пониманием относится к своим героям, которые пытаются жить по правде, не обманывая себя;

- Шукшин раскрывает разные грани характеров неисключительно особенных героев: доброту, независимость, может быть, даже строптивость и амбициозность;

- всех героев объединяет то, что они деревенские жители, которым присущи черты русского национального характера;

- в рассказах Шукшина у героев заметно одинаковое «состояние души, когда человеку остается «или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами.» и т.д.

Шукшин на идейном уровне в своих произведениях пишет так, что в его рассказах «чудики» никогда не встречаются друг с другом. У каждого героя в каждом рассказе свой нюанс, своя идея. Остальные персонажи нужны рядом с ними для того, чтобы оттенять эту непохожесть.

Значит, мы можем говорить о новаторстве Шукшина в идейно-художественном своеобразии произведений. Шукшинское слово, богатое интонационно, нами воспринимается как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивает облик героев, духовную основу персонажей.

Шукшин в своих художественных произведениях преобразовывал жанры, открывая их новые грани и резервы. Шукшин, изображает и поэтизирует сокровенное в реальной жизни, ориентируется на народное мироощущение, на родную речь, юмор, опирается на традиции классики.

Рассказы Шукшина читателю представляется в свободном, естественном движении: в цельности и единстве проблематики, жанровой и стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая становится с развитием его творчества все более определенной, четкой, воинствующей по отношению ко всему плохому, отрицательному, реализуемому в разных обличиях и качествах.

Мастерство художественного многообразия, искусство краткого портрета, уникальность мировосприятия, умудренного знанием жизни, гуманизмом и чувством ответственности – все это говорит об идейно-художественном своеобразии рассказов писателя и роднит творчество Шукшина с читателем.



Литература

1. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина / В.А. Апухтина. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Высш. шк., 1981. – 180 с.

2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципа и аспекты анализа / Л.Г. Бабенко: Учебник для вузов. М.: Екатеринбург, 2004. – 464 с.

3. Белая Г.А. Парадоксы и открытия В. Шукшина / Г.А. Белая // Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983. – Гл. 4. – С. 93—118.

4. Беляков С.С. Барнаульский Шукшин: многое впервые // Вопросы литературы. - 2011. № 5.- С. 428–438.

5. Бодрова Л.Т. Малая проза В.М. Шукшина в контексте современности: монография / Л.Т. Бодрова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 372 с.

6. Варламов А. «Русский Гамлет. Рассказы о Шукшине» // «Новый мир». – 2014. - № 9. – С. 20-28

7. Варламов А. Шукшин / А, Варламов. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 399 с. – ISBN.

8. Вертлиб Е. В. Шукшин и русское духовное возрождение / Е. Вертлиб. - Нью-Йорк, 1990. – 230 с.

9. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету / В.Ф. Горн. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

10. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина / В.Ф. Горн. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. – 248 с.

11. Гришаев В. Глазами друга / В. Гришаев // Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. – Барнаул, 1989. – Вып. 2. – С. 118-126.

12. Ермолаева Н. О творчестве Василия Макаровича Шукшина / Н. Ермолаева //Литература в школе. – 2006. – № 3. – С. 2-7

13. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах / С. Залыгин // В. Шукшин. Избранные произведения. - М., 1975. – 344 с.

14. Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и коносценариев В.М. Шукшина: трансформационный аспект: автореф. дис. канд. филол. наук / И.Ю. Качесова. – Екатеринбург, 1998. – 30 с.

15. Ковтун Н.В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В.М. Шукшина // Литературная учеба. - 2011.-№ 1.- С.132-154.

16. Козлова С.М. Ваш сын и брат. Киноповесть // Шукшинская энциклопедия / под общ. ред. С.М. Козловой.- Барнаул: ООО «Издательский дом «Барнаул»», 2011.- 520с.

17. Кофанова Е.В. Творчество В.М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения / Е.В. Кофанова, Л.А. Кощей, А.А. Чувакин // Творчество В.М. Шукшина как целостность: межвуз. сб. ст. / отв. ред. А.А. Чувакин. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. – С. 3-11.

18. Кукуева Г.В. Рассказы В.М. Шукшина: лингвотипологическое исследование: монография / Г.В. Кукуева. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 284 с.

19. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина / А.И. Куляпин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. – 200 с.

20. Ломакин А. От января до декабря / А. Ломакин //Алтайская правда. – 2009. – 21 янв. – С.2-9.

21. Малый жанр в русской новейшей прозе. Опыт рецензирования». Пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 201 с.

22. Марьин Д.В. Автографы писателя как объект филологического исследования (на материале автографов В.М. Шукшина) // Язык. Словесность. Культура. - 2011.- № 3. - С. 49-61.

23. Марьин Д.В. Письма, автобиографии и автографы В.М. Шукшина. - Барнаул, 2012.- 230 с.

24. Марьин Д.В. Эпистолярное творчество В.М. Шукшина // Сибирский филологический журнал. – 2010. - № 4. – С. 10-14.

25. Папава Е.И. Композиционно-речевая структура рассказа В.М. Шукшина «Горе» / Е.И. Папава // Стилистика художественной литературы: межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. А.Н. Кожин. – М.: Наука, 1982. – С. 128-134.

26. Петелин В.В. Родные судьбы / В.В. Петелин. – М.: Современник, 1975. – 399 с.

27. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки / Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. - 220 с.

28. Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе / Л.В. Поповская. Учеб. пособие для студ. филол. факультетов. 2-е изд. доп. и перераб. – Ростов н/Д.: 2006. – 211 с.

29. Рассказы русских писателей XX века. Кн. со вступ. ст. И.И. Стрелковой . – М.: Дет. лит., 2007. – 796 с.

30. Редько А.В. Василий Макарович Шукшин (1929-1974): Библиографический указатель. - 2-е изд., доп. / Науч. ред. и автор вступ. ст. В.Ф. Горн. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981. – 168 с.

31. Сердюченко В. Надежность традиции / В. Сердюченко // «Новый мир». – 1982. – № 9. – С. 239-256.

32. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов / Под редакцией. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208 с.

33. Стрелкова И. Истина, правда, справедливость / И. Стрелкова //Литература в школе. – 2003. – № 6. – С.20-23

34. Сухих И. Душа болит («Характеры» В.Шукшина, 1973 г.): О творчестве В. Шукшина / И. Сухих // «Звезда». – 2001. – № 10. – С. 223-232

35. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. – Т. 3: Интерпретация художественных произведений В.М. Шукшина. Публицистика В.М. Шукшина / науч. ред. А.А. Чувакин; ред.-сост. С.М. Козлова. - Барнаул, 2007. – 420 с.

36. Тихонов В. «Знать и помнить»: Публицистика – интервью и репортажи // Барнаул. – 2011. - № 1. – С.71 – 77.

37. Толченова Н.П. Василий Шукшин, его земля и люди:Лит. заметки / Н.П.Толченкова. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978.– 206 с.

38. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина / Ю.П. Тюрин. – М.: Искусство, 1984. – 290 с.

39. Плохотнюк Т.Г. Шукшин и фольклор // Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. - Барнаул, 2006.- Т.2.- С.143-147.

40. Хисамова Г.Г. Функции диалога в рассказах В.М. Шукшина / Г.Г. Хисамова // Виноградовские чтения. Прагматические аспекты грамматической и лексической семантики: Тезисы докладов научной конференции. – М., 2000. –С. 91-95.

41. Хисамова Г.Г. В. Шукшин – мастер речевого портрета / Г.Г. Хисамова // Человек. Язык. Искусство: Материалы научной конференции, посвященной памяти Н.В. Черемисиной. – М., 2002. – С. 292-298.

42. Чернова Л.Н. Анализ художественного произведения на уроках литературы в современной школе / Л.Н. Чернова // Из опыта работы учителей-словесников г. Барнаула. – Барнаул, 1998. – С. 3-10.

43. Чернова Л.Н. «Несу родину в душе.» / Л.Н. Чернова //Литература в школе. – 2008. – № 10. – С.45-48

44. Чернова Л.Н. Внеурочная работа с учащимися по постижению художественного мира В. М. Шукшина / Л.Н. Чернова // Культура и текст: Теория и методика обучения. – Барнаул, 2009. – С. 38-43.

45. Черносвитов Е.В. Пройти по краю: В. Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии / Е.В. Черносвитов. - М.: Современник, 1989. – 235 с.

46. Черняк М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Форум: САГА, 2008. – 351 с.

47. Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. — М.: Языки славянской культуры, 2001. – 468 с.

48. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра / Э.А. Шубин. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. – 182 с.

49. Шукшин В. «Нравственность есть Правда» / В. Шукшин // Собрание сочинений: В 6 т. / Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Предисл. С. Залыгина. – М.: Мол. гвардия, 1992. Т. 3. – С. 233-247.

50. Шукшин В.М. До третьих петухов: Рассказы и повесть / В.М. Шукшин; Сост. Л.А. Аннинского, Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. – М.: Советская Россия, 1979. – 351 с.

51. Шукшинская энциклопедия / Гл. ред. и сост. С.М. Козлова. - Барнаул, 2011. – 390 с.

52. Шукшин В.М. и православие: Сборник статей о творчестве В.М. Шукшина / Сост. В.А. Алексеев. – М.: ИД «К единству!», 2012.- С.230.

53. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. О.Г. Левашовой. Т.8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения / под ред. Д.В. Марьина. - Барнаул: Издательский дом «Барнаул», 2009.



Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
2100 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 10476 студентам.
X
X