8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Психология

Личностные и социально-психологические факторы субъективного благополучия персонала - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИТКОВ ОРГАНИЗАЦИИ….9

1.1.Субъективное благополучие сотрудника организации: понятие, составляющие….9

1.2.Роль социально-психологических факторов в субъективном благополучии сотрудников организации….….17

1.3.Личностные факторы субъективного благополучия сотрудника в организации….….26

Выводы по 1 главе….33

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СУБЪЕКТИВНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ СОТРУДНИКОВ В МАУ ДО ДООЦ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»….….35

2.1 Организация и методики исследования личностных и социально-психологических факторов субъективного благополучия сотрудников….35

2.2.Анализ и интерпретация результатов психодиагностики личностных и социально-психологических факторов субъективного благополучия….44

2.3.Взаимосвязь между субъективным благополучием сотрудника в организации и социально-психологическими, личностными его факторами….….51

Выводы по второй главе….57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….63

ПРИЛОЖЕНИЕ….….….….67



Введение (выдержка)

Эффективность деятельности организации, выполнение её миссии, во-многом зависят от эффективности труда всех ее сотрудников. Эффективность труда сотрудников обуславливается значительным комплексов различных факторов, начиная от социально-психологических до экономических, но в тоже время она обуславливается субъективным благополучием сотрудника в организации. Субъективное благополучие можно определить как эмоциональный комфорт, но оно не сводится только к эмоциональной психической сфере, но включает и физиологию труда, соответствие работы ценностным установкам индивида, совокупность личностных характеристик, реализуемых в труде. Субъективное благополучие на работе связанно и субъективным благополучием в др. сферах жизни, то есть, они взаимосвязаны, с одной стороны, наличие субъективного благополучия за пределами работы (в семье, общении, увлечениях) способствует субъективному благополучию на работе, с др. стороны, - наоборот. При этом в субъективном благополучии в организации всегда присутствуют факторы социально-психологического характера, связанные с процессом трудовой деятельности, отношениями в коллективе. Таким образом, субъективное благополучие – это комплекс социально-психологических факторов и психологического, эмоционального благополучия.

На наш взгляд, и личностные, и социально-психологические факторы субъективного благополучия сотрудников взаимосвязаны, так изменение субъективного благополучия вне организации в результате благоприятно-складывающихся жизненных обстоятельств, повышает уровень субъективного благополучия в организации, и, наоборот, улучшение факторов субъективного благополучия в организации, связанной со сферой труда, улучшает (повышает) субъективное благополучие вне сферы организации.

Корректировка неблагоприятных личностных качеств каждого сотрудника в организации представляется практически не возможной, требующей большого временного периода, поэтому, наиболее уместно осуществить ряд мероприятий, направленных на улучшение социально-психологических его факторов в организации: социально-психологический климат, мотивация труда, корпоративная культура и др. Коллектив, с высоким уровнем коллективистских начал сглаживает и негативные личностные факторы сотрудников, таких как тип характера (психастения, истероидность и др.), низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень конфликтности и др. На наш взгляд, именно чрезмерная индивидуализация отношений в коллективе и усиливает негативность личностных качеств и формирует негативные социально-психологические факторы, ухудшающие субъективное благополучие сотрудников.

Воздействие на социально-психологические факторы, которые влияют на субъективное благополучие сотрудников можно получить мультипликационный социально-психологический эффект, позволяющий улучшить социально-психологический климат в коллективе, «сгладить» негативные психологические качества отдельных сотрудников, и в результате повысить уровень субъективного благополучия сотрудников в организации. Поэтому исследование социально-психологических и личностных факторов субъективного благополучия сотрудников в организации с целью влияния на них для повышения уровня субъективного благополучия сотрудников в организации, является важным, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Обзор литературы. При проведении теоретического исследования были изучены работы труды российских и зарубежных авторов, посвящённых субъективному благополучию сотрудников в организации, и факторам их обуславливающим, таких как: Н. Брэдбурн, К.Рифф, Э. Динер, Р. Лукас, М.В. Бондаренко, Р. Эмонс, В. Вилсон, С. Любомирский и др.; а также труды авторов, посвящённых сфере мотивации труда, таких как: А.Маслоу, МакГрегор, М.В. Матюхина, А.А. Литвинюк, В.И. Герчиков и др. Теоретический обзор литературы позволил выявить, что субъективное благополучие сотрудника в организации – это сумма его психологического благополучия (личностный фактор), удовлетворённости трудом, социально-психологического климата (социально-психологические факторы), на основе чего сформулировать гипотезу исследования.

Целью исследования, проводимого в данной работе, является изучение личностных и социально-психологических факторов субъективного благополучия сотрудников в организации, их взаимосвязи с субъективным благополучием сотрудника в организации.

Объект исследования: особенности субъективного благополучия сотрудников в организации.

Предмет исследования: личностные и социально-психологические факторы субъективного благополучия сотрудников.

Гипотеза исследования заключается в том, что присутствует взаимосвязь между уровнем субъективного благополучия сотрудников организации и личностными и социально-психологическим факторами, такими как:

1. Психологическое благополучие-личностный фактор;

2. Удовлетворённость трудом – социально-психологический фактор;

3. Социально-психологический климат в коллективе- социально-психологический фактор.

Были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научных подходов, посвященных субъективному благополучию сотрудников в организации;

2. Определить на уровне теоретического исследования личностные и социально-психологические факторы субъективного благополучия и их взаимосвязь с субъективным благополучием сотрудника;

3. Разработать организацию проведения эмпирического исследования и выбрать методики для психодиагностики уровня субъективного благополучия сотрудников, и основных факторов, определенных в рамках теоретического анализа;

4. Провести психодиагностику с использованием выбранных методик субъективного благополучия сотрудников и основных его личностных и социально-психологических факторов в выборке испытуемых;

5. Методом математической статистики определить степень взаимосвязи (линейная корреляция) между субъективным благополучием сотрудников и основными его личностных и социально-психологических факторами.

Методологическая база исследования: труды российских и зарубежных авторов, посвящённых субъективному благополучию сотрудников в организации, и факторам их обуславливающим, таких как: Н. Брэдбурн, Э. Динер, Р. Лукас, М.В. Бондаренко, Р. Эмонс, В. Вилсон, С. Любомирский и др.; а также труды авторов, посвящённых сфере мотивации труда, таких как: А.Маслоу, МакГрегор, М.В. Матюхина, А.А. Литвинюк, В.И. Герчиков и др.

Методы: в работе использовались следующие методы:

− метод анализа литературы по теме исследования;

− методы психодиагностики (наблюдение, тестирование);

− методы математической обработки данных: t-критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона.

В качестве методик исследования использовались:

1. Шкала субъективного благополучия Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова;

2. Тест на уровень удовлетворённости трудом Л.А. Верещагиной;

3. Экспресс-методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе;

4. Шкала психологического благополучия К. Риф.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Теоретическая значимость исследования заключается в решении актуальной научной задачи по проведению анализа основных подходов к пониманию субъективного благополучия сотрудников в организации и уточнении определения понятия «субъективное благополучие», а также в выявлении личностных и психологических факторов субъективного благополучия сотрудников в организации и их взаимосвязи. Проведенное исследование уточняет представления о личностных и социально-психологических факторов, обуславливающих субъективное благополучие человека при осуществлении трудовой деятельности в коллективе. В ходе работы определена система компонентов субъективного благополучия сотрудников, социально-психологических и личностных факторов их обуславливающих, определены критерии их диагностики.

В ходе экспериментального исследования показное, что внедрение элементов партисипативной и органической корпоративной культуры в организации позволяет улучшить социально-психологический климат в коллективе, и, тем самым, повысить уровень субъективного благополучия сотрудников организации.

Результаты работы могут быть внедрены в образовательный процесс в ходе реализации программ профессионального обучения психологов в управлении, а также использованы в сфере управления персоналом. Результаты исследования могут способствовать улучшению качества оказания психологической поддержки сотрудникам педагогической организации со стороны психологов-консультантов и менеджеров по управлению персоналом.

Достоверность научных результатов в данной работе достигается за счет использования стандартизированных исследовательских процедур, валидных и надежных диагностических методик, подбора репрезентативной выборки. Обоснованность исследовательских процедур подтверждается также применением классических методов математической статистики, позволяющих определить степень линейной корреляции между исследуемыми параметрами, а также статистическую значимость изменений исследуемых параметров после реализации программы социально-психологической коррекции.

Экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 29 сотрудников в центра дополнительного образования, преимущественно женщины, занимающиеся развитием детей в рамках системы дополнительного образования. Все участники исследования получили, проживают в Москве или в Московской области.

Структура работы: дипломная работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (из 52 наименований) и приложений. В работе содержится 5 таблиц и 12 гистограмм. Объем дипломной работы составляет 75 страниц без приложений.

Апробация результатов дипломной работы осуществлялась на XVII Международных научных Ломоносовских чтениях на секции «Проблемы психологии, управления и педагогики» (март 2014 г.).



Основная часть (выдержка)

3. Личностный рост. Предусматривает стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощущение собственного прогресса. Если личностный рост по каким-то причинам невозможен, то следствием этого становится чувство скуки, стагнации, отсутствие веры в свои способности к переменам, овладению новыми умениями и навыками.

4. Позитивные отношения с окружающими. Это умение сопереживать, способность быть от- крытым для общения, наличие навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Отсутствие этого качества свидетельствует о неспособности устанавливать и поддерживать доверительные отношения, нежелании искать компромиссы, замкнутости.

5. Самопринятие. отражает позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, противоположность самопринятия — чувство неудовлетворенности собой — выражается в неприятии определенных качеств своей личности, неудовлетворенности своим прошлым.

6. Наличие цели в жизни. сопряжено с чувством осмысленности существования, ощущением ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влечет ощущение бессмысленности, тоски, скуки.

Нужно обратить внимание на два взаимосвязанных фактора, которые оказывают влияние на субъективное благополучие, — личность и культуру. Эти две сферы переплетаются в том, что культура, как и личность, находится под влиянием социального научения, генетики и их взаимодействия, и обе оказывают значительное воздействие на субъективное благополучие. Параллели между культурой и личностью очевидны. Обе могут влиять на уровень субъективно-го благополучия, модерируя факторы, которые коррелируют с опытом благополучия человека. Кроме того, культура может влиять на личность и наоборот. Lyubomirsky с соавторами подтверждают, что счастье и высокие стабильные уровни положительного аффекта имеют достижения в плане семейного положения, доходов, креативности, коммуникативности, производительности.



Заключение (выдержка)

Была выдвинута гипотеза исследования, что есть взаимосвязь между уровнем субъективного благополучия сотрудников организации и личностными и социально-психологическим факторами, такими как:

1. Психологическое благополучие-личностный фактор;

2. Удовлетворённость трудом – социально-психологический фактор;

3. Социально-психологический климат в коллективе- социально-психологический фактор.

Был проведен теоретический анализ основных научных подходов к субъективному благополучию сотрудника в организации и его личностным и социально-психологических факторов. Анализ показал разнобразие походов к понимаи субъективного благополучия, факторов его обуславливающих.

Под субъективным благополучием человека длительное время понимали различные аспекты его эмоционального благополучия (баланса», которое является изменчивым и не учитывает ценностных аспектов личности человека. К.Рифф ввела понятие психологическое благополучие, которое отождествляла с субъективным. Она выделила 6 компонетов психологического благополучия, которые, в сути, отражают личностные характеристики человека.

Но это субъективное психологическое благополучие в жизни, а субъективное благополучие, формируемое в процессе осуществления трудовой деятельности, обуславливается не столько удовлетворенностью жизнью в целом, а удовлетворенностью трудом. В процессе труда человек удовлетворяет свои потребности, которые также можно представить в виде иерархии. От степени их удовлетворения зависит и степень субъективного благополучия в сфере трудовой деятельности.

Под удовлетворенностью трудом можно понимать эмоционально-оценочное сотрудника о результате труда, о самом его процессе, условиях его осуществления.

Условия работы влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Один из значимых факторов среди условий труда-это «социально-психологический климат», который также именуют «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Таким образом, теоретический обзор позволил выявить, что субъективное благополучие сотрудника в организации – это сумма его психологического благополучия (личностный фактор), удовлетворённости трудом, социально-психологического климата (социально-психологические факторы), на основе чего и была сформированна гипотеза для подтверждения/опровержения в рамках эмпирического исследования.

Теоретическая значимость исследования обуславливается тем, что проведенное исследование уточняет представления о личностных и социально-психологических факторов, обуславливающих субъективное благополучие человека при осуществлении трудовой деятельности в коллективе. В ходе работы определена система компонентов субъективного благополучия сотрудников, социально-психологических и личностных факторов их обуславливающих, определены критерии их диагностики.

В ходе эмпирического исследования определенны этапы эмпирического исследования, методики психодиагностики субъективного благополучия сотрудников в организации и указанных выше факторов.

Исследование проводилось в детскиом оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка», реализующем программы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей. Низкий уровень субъективного благополучия – это наиболее значимая слабая сторона кадровых характеристик персонала. Таким образом, возникает проблема необходимости психодиагностического исследования субъективного благополучия у сотрудников организации. Важно при этом выявить основные личностные и социально-психологические факторы, наиболее взаимосвязанные с субъективным благополучием сотрудников. В таком случае на основе психокоррекционной работы с этими факторами, направленной на их снижение/повышение в зависимости от прямой или обратной взаимосвязи между фактором и уровнем субъективного благополучия возможно управление уровнем субъективного благополучия персонала. Это, в свою очередь, позволит влиять на эффективность трудовой деятельности персонала, так как качества труда во многом определяется уровнем субъективного благополучия персонала.

Результаты психодиагностики показали уровень удовлетворенности трудом на границе между уровнем удовлетворенности ниже среднего и средним, персонал воспринимает социально-психологический климат как неблагоприятный, характеризуется средним уровнем психологического благополучия. Все это коррелируется с почти средним уровнем субъективного благополучия снизу. субъективное благополучие распределенно равномерно по уровням с низкими, средними и близкими к ним, и высокими показателями. В целом, субъективное благополучие сотрудников в организации, на наш взгляд, снижается за счет низких показателей удовлетворенности трудом и восприятия социально-психологического климата.

Выявлена взаимосвязь между личностным фактором (психологическое благополучие), социально-психологическими (социально-психологический климат, удовлетворенность трудом) и субъективным благополучием сотрудника в организации.

Наибольшая взаимосвязь с субъективным благополучием сотрудника в организации у социально-психологического климата (0,9), затем, психологическое благополучие-0,76, на последнем месте удовлетворенность трудом-0,54.

Гипотеза исследования подтверждена, так корреляционая связь личностных факторов, социально-психологического климата является тесной, а удовлетворенности трудом и субъективного благополучия – средней.

Для повышения уровня субъективного благополучия в психокоррекционой работе акцент надо делать на улучшении социально-психологического климата, прежде всего, затем работать с компонентами психологического благополучия, повышать степень удовлетворенности трудом посредством воздействия на мотивационные факторы.

Практическая значимость исследования обуславливается возможность использования результатов работы в образовательном процессе в ходе реализации программ профессионального обучения психологов в управлении, а также использованы в сфере управления персоналом. Результаты исследования могут способствовать улучшению качества оказания психологической поддержки сотрудникам педагогической организации со стороны психологов-консультантов и менеджеров по управлению персоналом.



Литература

Учебники и учебные пособия

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2015

2. Булгаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Булгаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М.: 2013

3. Заньковский А.Н. Психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Кнорус. 2012

4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016.

5. Кабаченко Т.С. Психология управления – Ростов н/Д.: Феникс. 2012

6. Конеева Е., Маркова Е. Психология труда: учебник - М.: Юрайт. 2015

7. Коплстон Ф. История философии: Древняя Греция и Древний Рим. Т. 2. – М.: Центрполиграф. 2003

8. Руденко А.М. Психология: учебник-Ростов н/Д.: Феникс. 2016

9. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013

10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012.

11. Трофимов В.К. Основы философии: учебное пособие – Ижевск.: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013.2013

Периодические издания

Анализ документов

12. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 2011.

Тестовый метод

13. Гайда В.К., Захаров С.П. Психологическое тестирование. Л., 2010.

14. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом - М.: Букмастер. 2012

15. Тест на определение типа корпоративной культуры в организации http://hr-**tal.ru/tool/test-na-opredelenie-tipa-korporativnoy-kultury-v-organizacii

16. Типы акцентуаций характера личности по А.Е. Личко. URL: http://www.gr**ars.ru/college/psihologiya/akcentuacii-haraktera.html (дата обращения 16.04.2017)

Эксперимент

17. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 2011.

18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. Спб, 2013.

19. Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470

Шкальные измерения

20. Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470

Качественные методы

21. Введение в практическую социальную психологию. М., 2012.

Методы математической и статистической обработки

22. Критерий линейной корреляции Пирсона. http://ps**on.ru/pearson/65.html

23. Сидоренко Е. Математические методы в психологии. Спб, 2012.

Практикум

Методы изучения социально-психологических аспектов личности

24. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95(3). P. 542–575.

25. Jahoda M. Current concepts of positive mental health. N.-Y., 1958. P. 48.

26. Lucas R. E., Fujuta F. Factors influencing the relation between extraversion and pleasant affect // Journal of Personality and social psychology. 2001. Vol. 79. P. 1047.

27. Oishi S., Diener E., Suh E., Lucas R. Op. cit. P. 171–172.

28. Parducci A. Happiness, pleasure and judgment: the contextual theory and its applications. Mahwah, 1995. P. 26.

29. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psycho- logical Science. 1995. P. 99–104.

30. Бондаренко М. В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности // Молодежь и наука: материалы VI Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2011. URL: http://con***sfu-kras. ru/sites/mn2010/pdf/15/601_1.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

31. Гюйо Ж.М. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль. 2007. URL:http://sbi**lio.com/biblio/archive/guyo_sto/03.aspx (дата обращения 14.04. 2017)

32. Захаров Н. Л., Пономаренко Б. Т., Перфильева М. Б. Управление настроем персонала в организации – М.: Инфра-М. 2012

33. Золотарева Ю.В. Теории мотивации и их место в концепции маркетинга//Российское предпринимательство. 2012 № 10 – С. 57-62

34. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности – М.: ИНФРА-М. 2015

35. Кружильная А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия в зарубежных исследованиях//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С 853-86

36. Похилько Ю.В. Индикаторы социального благополучия человека и общества // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://si**ac.info/archive/social/11(25).pdf (дата обращения: 15.04.2017)

37. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.

38. Ширинская Н.Е. Структура психологического благополучия студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6(41). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
1950 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание уникальной работы.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 310788 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X