8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Ашберн
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Государственное управление в сфере трудовой миграции - Дипломная работа

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию миграции….6

1.1. Понятие миграции: определение, виды, классификации…6

1.2. Влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие Российской Федерации….15

Глава 2. Особенности государственного регулирования трудовой миграции (на примере московского региона)…29

2.1.Современное состояние миграционной политики в области трудовой миграции….29

2.2.Нормативно-правовое обеспечение миграционных процессов…37

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации….48

3.1. Формы и методы регулирования трудовой миграции….48

3.2. Пути совершенствования государственного регулирования трудовой миграции в РФ….53

Заключение….61

Список литературы….65

Введение (выдержка)

Введение

На сегодняшний день, демографический кризис, являющийся следствием, с одной стороны, роста продолжительности жизни, а, с другой, сокращения рождаемости влечет за собой и кризис в сфере трудовых ресурсов. Это, касается, прежде всего, развитых стран, Россия также не является исключением. В России присутствует сокращение численности трудоспособного населения. Так, с 2009 г. к 2015 г. трудовые ресурсы сократились на 8 млн. чел., то к 2025 г. сокращение составит 19-19 млн. чел., С 2009 г. ежегодное сокращение трудоспособного населения составляет 1 млн. чел. в год.

При этом в большинстве стран СНГ, снижение уровня жизни приводит к тому, что трудоспособное население этих государств, мигрирует в поисках работы в Россию, население же России или выезжает за рубеж, или мигрирует в поисках работы по стране, перемещаясь преимущественно с периферии в центральный регион или крупные промышленные и экономические центры. Но наиболее значимым явлением в рамках трудовых миграционных процессов в России является внешняя трудовая миграция. Россия занимает одно из первых в мире мест по количеству прибывающих трудовых мигрантов. В поисках работы в Россию едут граждане более чем из 100 стран.

Однако, в настоящее экономический рост не возможен без трудовой миграции. Сокращение предложения на рынке труда в развитых странах компенсируется посредством привлечения иностранных трудовых мигрантов. Внешняя трудовая миграция с целью компенсации предложения на рынке труда характеризуется как позитивными факторами, так и негативными. Позитивные – это стимулирование посредством иностранных трудовых мигрантов производства, экономия затрат на профессиональное образование и переподготовку и др. Негативные связанны с обострением ситуации на внутреннем трудовом рынке, культурно-этническими конфликтами. Кроме отмеченного, массовый приток мигрантов в страну или конкретный регион оказывает существенное давление на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Снижение уровня негативных факторов и эффективное использование позитивных зависит от уровня государственного регулирования процессов трудовой миграции. Поэтому формирование и совершенствование государственного регулирования трудовой миграцией, как на нормативно-правовом, так и административно-организационном уровне – это одна из значимых задач государственного регулирования рынка труда в стране. От ее решения зависит не только состояние рынка труда в стране, а, значит, и рост экономики, но и социальная стабильность. На сегодняшний день работа по формированию комплекса организационно-правовых механизмов регулирования трудовой миграции в стране еще не завершена, чем и обуславливается актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Объект исследования-государственное управление.

Предмет исследования – механизмы, способы, формы государстенного управления в отношении трудовых мигрантов.

Цель выпускной квалификационной работы – анализ государственного регулирования трудовой миграции, как в России в целом, так и на примере г. Москвы и разработка предложений по его совершенствованию.

Задачи:

 рассмотреть дефиниции понятия миграции, основные типологии;

 проанализировать влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие страны;

 провести анализ особенностей государственного регулирования трудовой миграции на примере московского региона;

 разработать направления совершенствования государственного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.

Методологическая база исследования основывается на работах ведущих российских и зарубежных ученных в области миграционных процессов, таких как: М.В. Курман, А.Г. Ефимов, Н.М. Тюкавкин, Р.М. Авахов, М. Б. Денисенко, И. В. Ивахнюк, Л. Л. Рыбаковский, Н.Н. Филиппов, Дж. Харрис, Е. Равенштайн, А. Люис, А. У. Хомра и др.

Методы исследования: аналитический, системный, структурно-функциональный, правовой, статистический.

Информационная база выпускной квалификационной работы: данные Росстата, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, нормативно-правовые акты и нормативно-методические положения по регулированию трудовой миграции в РФ и г. Москве.

По структуре выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность работы, ставятся цель и задачи, определяется методология, информационная база. Первая глава посвящена анализу теоретико-методологических подходов к исследованию миграции, во второй анализируется государственное регулирование трудовой миграции на примере г. Москвы, в третьей рассматриваются направления совершенствования трудовой миграции в РФ. В заключении подводятся итоги в соответствии с поставленными во введении задачами.

Выпускная квалификационная работа написана на 67 страницах машинописного текста, включает 6 рисунков, одну таблицу, 56 источников литературы.



Основная часть (выдержка)

Несмотря на изменение «качества» миграции, она на официальном уровне признается необходимой. Иммигранты нужны России по двум причинам: экономической и демографической. Причем главной из них, на наш взгляд, является демографическая: в России идет процесс депопуляции населения. При общем сокращении численности населения, особенно быстро — на 1 млн. человек в год — сокращается трудоспособное население. И эта тенденция, как отмечают специалисты, будет сохраняться в будущем.

Как показывает опыт других стран, восполнить потери на рынке труда можно разными способами. В Японии, например, в которой эти потери объясняются низкой рождаемостью и, следовательно, быстрым старением населения, государство пошло по пути постепенного увеличения пенсионного возраста. В Китае (которому также грозит стремительное старение населения) можно заметить частичный отказ от жесткой демографической политики, которая воплощалась в таких формулах, как «одна семья — один ребенок» и «китайцы — нация без братьев и сестер». В России в последнее время также можно наблюдать изменения в демографической и семейной политике с целью затормозить процесс сокращения населения, однако, как признают специалисты, это не решит проблему кардинально. Существуют и такие способы компенсировать убыль трудовых ресурсов, как повышение производительности труда и активизация внутренней мобильности населения, но это требует серьезных усилий и изменений в сфере экономики и социальной политики. В таких условиях российское правительство избирает более дешевый и быстрый способ компенсации убывания трудовых ресурсов — иммиграцию.



Заключение (выдержка)

Во введении были поставлены задачи:

 рассмотреть дефиниции понятия миграции, основные типологии;

 проанализировать влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие страны;

 провести анализ особенностей государственного регулирования трудовой миграции на примере московского региона;

 разработать направления совершенствования государственного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.

Анализ дефиниций понятия трудовой миграции и основных ее классификаций позволил выявить следующее.

Под трудовой миграцией можно понимать процесс перемещения рабочей силы с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения или регионе. Эти условия определяются соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Миграции на виды классифицируют по ряду критериев: тип, вид, форма. Нами уточнена классификация на основе трех отмеченных критериев, с дополнением еще трех: причины, мотивы, законность миграции.

Анализ влияния миграции на социально-экономическое развитие позволил определить следующее.

Легальная трудовая миграция в условиях модернизации, структурной перестройки экономики, инновационного развития оказывает позитивное влияние на социально-экономическое развитие.

Наиболее негативное влияние на социально-экономическое развитие страны оказывает нелегальная миграция. Это: негативное влияние на рынок труда, снижение уровня использования высоких технологий и качества трудовых ресурсов, масштабные потери финансовых и валютных ресурсов, ухудшение криминогенной обстановки, социально-этнические конфликты.

Анализ особенностей государственного регулирования трудовой миграции на примере московского региона позволил выявить следующее.

Приоритетным направлением миграционной политики является переселение трудовых мигрантов на территорию страну с целью их постоянного закрепления и адаптации и восполнения недостатка местного населения. На первый план в миграционной политике РФ выдвигается задача не только по привлечению высококвалифицированных мигрантов, но и их адаптация и закрепление.

Анализ миграционной политики Москвы показал, что роль трудовых мигрантов в Москве и Московской области в экономическом аспекте является более позитивной, чем в др. регионах. Все вопросы миграционной политики решаются комплексно. Работа в области миграционной политики решается в аспекте следующих основных направлений: пресечение нелегальной миграции; контроль за выполнением работодателями всех действующих в нашей стране законов и требований; информирование приезжающих мигрантов о правилах и законах РФ в отношении их пребывания и работы в стране (регионе).

Несмотря на наличие позитивных организационных моментов в государственном регулировании трудовой миграции в Г. Москве, есть и проблемные моменты: использование мигрантами поддельных документов; попадание мигрантов в сферу влияния «теневого» бизнеса; незаконное использование труда мигрантов работодателями; формирование этнических анклавов мигрантов и их родственников и др.

Миграционное законодательство регулируется рядом нормативных документов: международные акты и соглашения, федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», глава 50.1. ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», КоАП РФ; Уголовный Кодекс РФ; Закон РФ о т 1 апреля 2003 г. «О Государственной границе РФ»; федеральный закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и др. Однако, отсутствует системный нормативный акт в этой сфере «О миграции». Такой закон надо принять и закрепить в нем:

 регламентацию основных терминов в сфере миграции в соответствии с международным законодательством, так как действующее миграционное законодательство не содержит терминов «миграция», «мигрант», «трудовой мигрант», «эмиграция» и других;

 виды миграции населения в России и порядок получения статуса того или иного мигранта;

 определить компетенцию государственных органов, в том числе субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере миграции.

Анализ миграционного законодательства Москвы показывает эффективность и системность правовых норм и деятельности, регламентируемых ими институтов, благодаря чему в городе наблюдается устойчивая тенденция снижения количества нелегальных мигрантов.

Разработаны направления совершенствования государственного управления миграционной политикой с учетом сочетания двух концептуальных подходов: максимальное привлечение рабочей силы и селективный отбор.

Основные направления совершенствования миграционной политики в рамках такого гибкого подхода:

 формирование в стране оптимальной миграционной ситуации;

 дальнейшее совершенствование миграционного законодательства с тем, чтобы оно было ориентировано в первую очередь на положительные социальные результаты, а также соответствовало основным международным стандартам;

 привлечение из-за рубежа соотечественников в Россию;

 наведение порядка в сфере трудовой миграции посредством сокращения теневого использования иностранных работников и максимального обеспечения потребностей экономики в трудовых ресурсах;

 переход к цивилизованной, организованной системе использования иностранной рабочей силы путем привлечения в Россию квалифицированных трудовых мигрантов;

 обеспечение полномасштабного контроля за исполнением законодательства в сфере миграции;

 повышение эффективности учета и контроля миграции, в том числе путем создания государственной информационной системы миграционного учета;

 оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, беженцам и перемещенным лицам;

 обеспечение интересов РФ и в сфере миграции в области международных отношений.

Их реализация позволит получить более высокий эффект от трудовой миграции для экономического развития страны.



Литература

Список литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с внесенными в нее поправками от 11.04.2014// Собр. Законодательства Росс. Федерации. 14.04.2014, N 15, ст. 1691.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016)

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)

5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)

6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Феде- рации: Федер. закон о т 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ с изм. на 23 мая 2015 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3032; 2015.- № 21. – Ст. 2984.

8. Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства»

9. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016)

10. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.12.2015) «О Государственной границе Российской Федерации»

11. Постановление Правительства Москвы от 9 октября 2007 года № 874-ПП «О Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников».

Учебная литература:

12. Андросова Л.А. Экономика труда. – Ростов н/Д.: Феникс. 2013

13. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – М.: Речь, 2012.

14. Басаков М.И. Охрана труда: Безопасность жизнедеятельности в условиях производства: Учебно-практическое пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013

15. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: Учебное пособие. – M.: Проспект, 2012

16. Труд и занятость в России 2013: Статистический сборник — М.: Федеральная служба государственной статистики. 2014

17. Трудовое право России: учебник для бакалавров/под ред. проф. О.И. Орловского. – М.: Юрайт. 2014.

18. Халин Е.В. Безопасность производства. Технологии, способы, устройства. -М.: ГНУ ВИЭСХ, 2012

Научная литература:

19. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. - 2014. - № 12. - С. 5 - 15.

20. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. - 2014. - № 12. - С. 5 - 15.

21. Денисенко, М. Б. Миграциология / М. Б. Денисенко, В. А. Ионцев, Б. С. Хорев. — М.: Изд-во МГУ, 1989. – С.7-8

22. Ефимов А.Г., Кацан В.Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России //Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: [сборник научных трудов] / Федер. агентство по образованию, Курс. гос. техн. ун- т [и др.]; под общ. ред. М. В. Шатохина. Курск: КГТ. Вып. 2. 2010.- С. 19–27.

23. Иванов Е. Международные политико-правовые подходы к регулированию миграционных процессов в условиях глобализации // Alma mater / Вестн. высш. школы. 2012. № 1. С. 59–60.

24. Клечковская, Л.Г Трудовая миграция и занятость населения в Российской Федерации / Л.Г. Клечковская // Миграционное право. — 2010.— № 3. –С.32-39

25. Красинский В. В. Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. - 2013. - № 2. - С. 25 - 32.

26. Курман, М. В. Актуальные проблемы демографии / М. В. Курман. — М.: Статистика, 1976.

27. Миграционный потенциал стран нового зарубежья и условия его привлечения в Россию //Рыбаковский Л.Л. Демография: (ст. XXI в.) / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Экон-Информ, 2011. С. 165–191.

28. Минеева В.И., Зайцев С.В. Трудовая миграция: понятие и виды//Вестник Северо-кавказского гуманитарного института. 2013. №4. – С. 95-101

29. Незаконная миграция в России (по материалам конференции «Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика», Москва, 24 апреля 2013 года. Демоскоп № 111-112

30. Норт Д. Институты. Институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Высшая школа. 2007 – С. 68

31. Орешкин В.Н. Россия и международная миграция трудовых ресурсов// МЭиМО, 2014 - №3 - С.76

32. Потапова М.А. Трудовая миграция-фактор экономического развития Российской Федерации//Наука и экономика. 2013. № 3. – С. 4-5

33. Россия и международные миграционные процессы // Трофимова Т.И. Эволюция глобальных миграционных процессов / Федер. агентство по образованию, Байкал. гос. ун-т экономики и права. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. - С. - 75–85.

34. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. — Вена: МОМ; МОТ; ОБСЕ, 2010.

35. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л. Л. Рыбаковский. — М.: Наука, 1987.

36. Смирнова Т.Л. Контролируемая трудовая миграция как фактор развития рынка рабочей силы России//Вестник ТОГУ. 2011. № 3. – С. 185-193

37. Стратегия 2020. Новая модель роста-новая социальная политика. –М.: Дело. 2014

38. Ткачева Н.А. Социально-ориентированная миграционная политика как фактор модернизации страны//Сборник: Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара. 2015.

39. Тюкавкин Н.М. Миграция рабочей силы: основные понятия // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 256–261

40. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2010. - № 1.- С. 78.

41. Тюрюканова Е.В. Миграционные вызовы ближайшего будущего // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2013.- № 13. – С. 135-136

42. Фирсов И.В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации / И.В. Фирсов // Миграционное право.— 2012.— № 1. – С. 73-79

43. Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 3 – 12

44. Хомра, А. У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования / А. У. Хомра. — Киев: Навук. дум- ка, 1979.

45. Червинская А.П. К вопросу о роли трудовых мигрантов в развитии г. Москвы и Московской области// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. - № 2 С. 149-153.

46. Шамилева, Л. Л. Моделирование миграций населения в районе: на примере Донецкой области: автореф. дис. …канд. экон. наук: М., 1975. — С. 7

47. Шматко Ю.О. Анализ и оценка нерегестрируемой миграции в РФ// Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 2015. № 6.

48. Эксплуатация трудовых мигрантов в российском строительном секторе // Доклад Международной правозащитной организации Human Rights Watch. 2013.

49. Юдина, Т. Н. Миграция: словарь основных терминов / Т. Н. Юдина. — М.: Изд-во РГСУ, 2011.

Интернет-источники:

50. Люди и возможности в мире с населением 7 миллиардов: народонаселение мира в 2011 году: доклад [Электронный ресурс] // Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения. — Режим доступа: https://www.unfpa.org/webdav/site/global/shared/documents/publications/2011/RU-SWOP2011.pdf>. — Дата доступа: 01.04.2016.

51. От конфликта и кризиса к возрождению: поколения перемен: народонаселение мира в 2010 году: доклад[Электронный ресурс] // Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения. — Режим доступа:https://www.unfpa.org/webdav/site/global/shared/documents/publications/2010/swop_2010_rus.pdf. — Дата доступа: 02.04.2016.

52. Федеральная служба государственной статистики. URL: http//www.gks.ru (дата обращения 11.04.2016).

53. Бюллютень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году. 2015. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/

54. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Нелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты. www.crime.vl.ru

55. Флоринская Ю. Масштабы трудовой миграции в России. URL: http// www.russiancounsil.ru/inner/?id_4=2342#top

56. Встреча с директором Федеральной миграционной службы Константином Романовским 6 мая 2015года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49417.



Примечания

оригинальность 75%, есть речь защиты, раздаточный материал

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
1000 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание авторской работы.
Средний балл наших работ: 4,87
Мы помогли 310496 студентам.
X
X