Введение…
1. Понятие сферы услуг….….…
2. Развитие сферы услуг….….
3. Регулирование сферы услуг ….
Заключение.…
Список литературы….….….
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.
На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Некоторые из этих услуг являются относительно новыми для России, а вернее, восстановленными. В то же время ряд из перечисленных новых услуг являются одним из результатов достижений научно-технического прогресса, иногда даже дополнительным. Например, разработка, производство и эксплуатация компьютеров вызвали необходимость в информационных услугах, производство телевизоров – в телекоммуникационных услугах.
Новые дополнительные виды услуг появляются как необходимое подкрепление основных услуг. Так, современные транспортные услуги морского торгового флота вызывают необходимость портовых услуг (погрузочно-разгрузочных, диспетчерских и т. п.), а также услуг по ремонту и обслуживанию судов.
Вместе с этим, сам рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились так же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транспортных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли ус луг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать, как управлять такими
специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость,
неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций.
По мере расширения сферы услуг возникают проблемы
регулирования этого важного сектора экономики. Трудности разработки
универсальной системы регулирования связаны с многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером
большинства видов услуг.
В мировой практике сложились 3 разрозненные группы торгово-политических мер, регламентирующих сделки в сфере услуг:
национальные законодательства, устанавливающие определенные режимы деятельности иностранных фирм; двухсторонние соглашения между
странами, продолжение которых распространяется и на сферу услуг;
конвенции и другие положения межправительственных организаций.
Становление рыночных отношений в экономике России расширило границы задач оказания услуг и поставило проблемы оценки
эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги,
особенно новые их виды, и привело к тому, что радикально изменилось соотношение форм собственности во всех сферах деятельности, также этоотносится к сфереуслуг. Сегодня услуги оказывают государственные и
негосударственные организации, частные лица.
Следовательно, расширяется содержание показателя "объем платных услуг населению".
1. Аброскин А.А. Сфера услуг и экономическое развитие. Обзор рынка сферы услуг. Итоги 2010 года. // Вопросы статистики. 2008. №10. – 253 с.
2. Автономов В. «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты // МэиМО, 2007. – 188 с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2009. – 320 с.
4. Андрюшин С. Банковская система РФ: особенности эволюции и концепция развития. - М., 2010. – 255 с.
5. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. – 160 с.
6. Войтешонок Г.А. Организационные основы и методы эффективного использования факторов устойчивого развития рыночной экономики. М.: Инт экономики РАН, 2011. – 315 с.
7. Гайдерова Е.А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России. // Проблемы современной экономики. 2010. №4 (36). – 67 с.
8. Демидова Л.С. Глобализация экономики услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. - 2010. №5. – 41 с.
9. Демидова Л.С. Кондратьев В.Б. Услуги в современной экономике / Отв. ред. - Демидова Л.С Кондратьев В.Б. - М: ИМЭМО РАН, 2010. – 300 с.
10.3айнашева З.Г. Региональная политика в сфере услуг // Вести. Моск. Ун-та. - Экономика. - 2009. №3. – 79 с.
Курсовая работа:
Социально-экономическое развитие России в сфере услуг
Курсовая работа:
Конкурентоспособность национальных экономик
Реферат:
Влияние малого бизнеса на развитие и совершенствование сферы обслуживания на примере области (региона) (Предмет: Экономика организации)
Курсовая работа:
Структура национальной экономики России
Курс лекций:
Менеджмент в сфере культуры