8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Математика

Методика решения нестандартных задач с целыми числами по дисциплине «Теория чисел» - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

§1. Представление целых чисел в некоторой форме 4

§2. Уравнения первой степени с двумя неизвестными в целых числах 9

§3. Уравнения второй степени с двумя неизвестными в целых числах 14

§4. Разные уравнения с несколькими неизвестными в целых числах 16

§5. Неравенства в целых числах 21

§6 Нестандартные задачи с целыми числами в ЕГЭ (Задание С) 23

Заключение 41

Список литературы 42

Введение (выдержка)

В настоящее время все большее внимание уделяется изучению нестандартных методов решения задач из различных разделов математики (алгебра, тригонометрия и геометрия). В известной степени это вызвано тем, что в последние годы имеет место устойчивая тенденция к усложнению заданий, предлагаемых в Единых Государственных Экзаменах по математике.

Выше сказанное определяет актуальность курсовой работы. Объект исследования – задачи , не поддающиеся решению с помощью стандартных методов, или отличающиеся громоздкостью стандартного решения.

Целью данной работы является изучение и ознакомление с методикой решения нестандартных задач с целыми числами.

Для достижения поставленной цели в данной работе решались следующие задачи: рассмотреть и применить на практике методику решения нестандартных задач с целыми числами.

Практическая значимость работы состоит в том, что не всегда при решении сложных задач следует идти по «накатанной колее», пытаясь найти решение «в лоб»: достаточно лишь взглянуть на него и найти зацепку, позволяющую избежать сложных вычислений и преобразований.

Основная часть (выдержка)

§1. Представление целых чисел в некоторой форме

Задачи на представление чисел или выражений в некоторой форме встречаются довольно часто. Например, когда вы разлагаете натуральное число на простые множители, вы фактически представляете это число в виде произведения простых чисел. Когда вы разлагаете многочлен на множители, вы представляете его в виде произведения одночлена на многочлен или многочлена на многочлен. Здесь мы займемся представлением целых чисел в некоторой специальной форме: в виде суммы или разности квадратов двух целых чисел, в виде некоторого произведения целых чисел и т. д.

Пример 1. Докажите, что любое целое число, не меньшее 2, можно представить в виде суммы двух взаимно простых чисел.

Доказательство. Представим целое число n > 2 в виде суммы следующим образом:

n = (n - 1) + 1.

Целые числа n - 1 и 1 взаимно просты.

Пример 2. Докажите, что любое нечетное число можно представить в виде разности двух точных квадратов.

Доказательство. Возьмем любое нечетное число в виде 2a + 1, где а — целое, и преобразуем его так:

2а + 1 = (а2 + 2а + 1) – а2 = (а + 1)2 – а2.

Пример 3. Докажите, что любое четное число вида 4а + 2, где а — целое, нельзя представить в виде разности двух точных квадратов.

Доказательство. Допустим, что существуют такие целые числа х и у, что

4а + 2 = х2 –у2, (х + у)(х-у) = 4а + 2.

Так как число 4а + 2 — четное, то числа х и у являются числами одинаковой четности и, следовательно, сумма х + у и разность х - у - числами четными. Но тогда левая часть последнего равенства делится на 4, а правая не делится. Полученное противоречие и доказывает, что таких целых х и у не существует.

Пример 4. Пусть а — любое натуральное число. Найдите какое-либо представление числа а3 в виде разности двух точных квадратов.

Решение. Пусть х и у — такие целые числа, что

х2 - у2 = а3, (х + у)(х-у) = а3.

Для того чтобы последнее равенство выполнялось, достаточно, чтобы

выполнялись два равенства

x+ y= a2,

x – y = a.

Это значит, что если числа х и у удовлетворяют такой системе уравнений, то они удовлетворяют и уравнению х2 — у2 = а3 (но не обратно). Для решения системы сложим и вычтем ее уравнения:

2x = a^2 + a,2y =a^2 —а,x=(a(a+1))/2 ,y=(a(a-1))/2

.

Итак, справедливо равенство:

a^3=(a(a+1)/2 )^2 ((a(a-1))/2 )^2

.

Пример 5. Найдите все числа вида 222.2, которые можно представить в виде суммы двух точных квадратов.

Решение. Пусть

222…2 = а2 + b2,

где а и b — целые. Тогда числа а и b могут быть только нечетными:

a = 2k + 1, b = 2l + 1 (k ∈Z, l ∈Z).

Следовательно, сумма а2 + b2 при делении на 8 дает в остатке 2:

а2 + b2 = (2k + l)2 + (2l + 1)2 = 4k(l + 1) + 4l(l + 1) + 2.

С другой стороны, из чисел вида 222.2 только число 2 при делении на 8 дает

в остатке 2, поскольку если число двоек в этом числе больше 1, то

22.2 = 22.2-100 + 22,

где первое слагаемое полученной суммы делится на 8, а второе при делении на 8 дает в остатке 6.

Ответ: 2.

Пример 6. Докажите, что любое натуральное число можно представить в виде суммы двух точных квадратов тогда и только тогда, когда и удвоенное число можно представить в таком же виде.

Доказательство. 1) Сначала докажем, что если

n= а2 + b2,

где а и b — целые, то и число 2n представимо в такой же форме. Умножим записанное равенство на 2 и преобразуем получающуюся сумму:

2n = 2а2 + 2b2 = (а2 + 2ab + b2) + (а2 - 2ab + b2) = (а + b)2 + (а - b)2.

2) Докажем обратное утверждение.

Пусть

2n = а2 + b2,

где n — натуральное, а и b — целые. Тогда числа а и b имеют одинаковую четность.

Заключение (выдержка)

Решение задачи крайне сложный процесс, при описании которого невозможно исчерпать все многообразие его сторон. Дать правила, позволяющие решить любую нестандартную задачу, невозможно, ибо нестандартные задачи в какой-то степени неповторимы, а универсального метода, позволяющего решить любую задачу, к сожалению, нет. Даже строгое выполнение всех указаний и следование советам не сможет творческий процесс отыскания решений нестандартных задач уложить в определенные схемы.

В процессе исследования цель курсовой работы достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы: приведены и рассмотрены на примере нестандартные методы решения задач в целых числах.

Литература

1. Нестандартные задачи по математике , задачи с целыми числами, Галкин Е. В.: Учебное пособие. –Челябинск «Взгляд», 2005

2. Уравнения и неравенства, Нестандартные методы решения, Справочник, Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И., 1997

3. Теоремы и задачи по алгебре и элементарными функциями, Сивашинский И. Х.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Год: 2014
2500 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X