ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика прав несовершеннолетних 4
2. Защита прав несовершеннолетних 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 13
Научно-исследовательский интерес в сфере защиты прав и свобод несо-вершеннолетних граждан обусловлен спецификой их правового положения, серьезной озабоченностью по поводу криминализации молодежной среды, формирования деструктивного морально-нравственного облика будущих поколений Российского государства. Попытки разобраться в причинах и условиях сложившейся негативной ситуации приводят к выводу, что нуждается в пересмотре и коренном изменении целый комплекс общественных и государственных институтов, зачастую не отвечающих реалиям сегодняшнего дня и не способных развивать социальные отношения.
Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование но-вого поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделенной лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.
Как показывает опыт истории, любое, даже самое процветающее государство, ограниченное лишь рамками развития своего экономического, материального благополучия, занимающееся накоплением капиталов и относящее на задний план вопросы духовно-нравственного, идеологического воспитания молодежи, рано или поздно обрекает себя на гибель, у такого общества нет будущего.
Эффективная политика в интересах детей и подростков в каждой стране основывается на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов решения существующих проблем. Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью данной работы является анализ прав несовершеннолетних и их правовой защиты. Задачами работы является анализ содержания прав несовершеннолетних, а также методов и способов их правовой защиты.
Основной Закон Российского государства – Конституция РФ (ст. 2) за-крепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.
К основным международным документам, регулирующим объем прав несовершеннолетних, без всякого сомнения следует отнести: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.; отдельные положения Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.
Принятие Конвенции о правах ребенка (1989 г.) послужило серьезной заявкой на международном уровне в обеспечении защиты прав детей, где впервые ребенок был представлен и рассматривался не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому необходим весь спектр прав человека. Согласно Международной Хартии Прозрачности ОБСЕ (1999 г.) проблемы детей и подростков, по сути, отличаются от проблем взрослых, и в данном случае «необходимы отдельные механизмы, способные обеспечивать соблюдение прав и защиту их законных интересов». К сожалению, положения, рекомендованные ООН по реализации Конвенции о правах ребенка в России (проведение всеобъемлющей судебной реформы в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция); активное развитие альтернативных форм ухода за детьми, заменяющих уход в интернатных учреждениях; разработка процедуры и механизмов для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними; оказание поддержки неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка), до сих пор носят декларативный характер, за исключением введения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка .
По общему нормативно принятому понятию несовершеннолетний (ребенок) – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Подводя итоги работы, возможно сделать следующие выводы.
Исследования, проводимые в рамках юридической науки, свидетельствуют об особенностях правосубъектности такой категории граждан, как несовершеннолетних: их правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность каждого зависит от возрастного критерия.
Возрастной критерий реализации принадлежащих несовершеннолетним лицам прав и свобод позволяет говорить о необходимости создания специального механизма содействия их защиты.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что система подходов к проблематике молодежи, и особенно несовершеннолетних подростков, существующие различные сферы их интересов требуют реформирования, т.к. происходит становление и развитие новой смены поколений (российской молодежи). В основе нового подхода должна лежать грамотная и эффективная государственная политика, основанная на международных и национальных нормах права, на стабильной материальной базе и общепризнанных моральных ценностях.
1. Конституция РФ. // Российская газета. 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ.
3. Биткова Л.А. Административно-правовая защита несовершеннолетних: понятие и содержание. // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. №1.
4. Николаева Ю.В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России. // Адвокат. 2011. №7.
5. Тарасова А.Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
Дипломная работа:
Право собственности и другие вещные права несовершеннолетнего на жилое помещение: актуальные вопросы теории и практики
Курсовая работа:
Анализ основных понятий прокурорского надзора за защитой прав и свобод несовершеннолетних
Дипломная работа:
Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в российской федерации
Дипломная работа:
Реализация прав детей в системе общего образования