Введение
1. Спортивная тренировка.
2. Виды тренировок.
3. Методы проведения тренировок.
Заключение
Список использованной литературы
В теории и методике спорта, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию. На спортивную тренировку распространяются основные педагогические принципы, поскольку в них концентрированно выражены наиболее общие отправные положения, справедливые для любой образовательно-воспитательной деятельности: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, а также другие принципы, выражающие специфику физического воспитания.
Общепедагогические принципы, однако, не конкретизируют специфику спортивной тренировки. Поэтому ими не исчерпывается вся система принципов, какими следует руководствоваться в тренировочной деятельности.
В числе принципов, также имеющих основополагающее значение в системе физического воспитания, в целом надо учитывать также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности физического воспитания,
В сфере спорта объективно действуют не только общие, но и свои специфические закономерности. Они представляют собой внутренне необходимые существенные взаимосвязи в спортивной тренировке, определяющие динамику нагрузок и получаемый эффект, порядок построения различных циклов подготовки.
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.
Непрерывность тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:
1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;
2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;
3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.
Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.
По окончании упражнения или занятия в период последующего отдыха начинается следовой процесс, представляющий из себя фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состояние суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособности, чем исходная.
Высокие тренировочные и соревновательные нагрузки требуют высокой готовности. Высоких результатов может добиться лишь тот, кто борется за них с полной самомобилизацией. Важными предпосылками этого являются заинтересованность и страстное увлечение деятельностью в большом спорте, и в особенности в избранном виде спорта. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов — важная задача тренера. Решение ее облегчается, если тренер насыщает тренировку положительными эмоциями, показывает спортсмену ее перспективы и доводит их до глубокого осознания. Тренер должен создать жизнерадостный, боевой коллектив, в котором спортсмен хорошо себя чувствует, который помогает ему переносить трудности и побуждает к более высоким достижениям.
Следующая важная предпосылка успешной тренировки — это отношения прочного доверия между тренером и спортсменом. Спортсмен прежде всего ожидает от тренера руководства тренировкой со знанием дела, на основе новейших научных данных, так, чтобы его личные усилия вели к успеху; он хочет получать ясную и точную оценку своих достижений и возможностей; он ждет, что тренер непредубежденно будет заботиться о нем, руководить им и поддерживать его; он хочет также высказывать свое мнение о тренировке и встречать соответствующий отклик; он, с другой стороны, ждет четких решений тренера. Хорошие отношения между тренером и спортсменом положительно сказываются на результатах, на поведении спортсмена в коллективе во время тренировок и соревнований, повышая готовность спортсмена переносить высокие нагрузки.
1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
2. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 1983.
3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.
4. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. (ред.) Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976г.
Дипломная работа:
Средства и методы контроля функционального состояния студентов при спортивной тренировке (по данным экг)
Дипломная работа:
Исследование эффективности процесса спортивной подготовки пятиборцев по плаванию
Дипломная работа:
Прогнозирование спортивной успешности в видах спорта на выносливость на основе генетического фактора
Дипломная работа:
Методика проведения урока баскетбола методом «круговой тренировки»
Дипломная работа:
Тренировочные нагрузки в занятиях с бегунами