1. Этап философской (или донаучной) психологии: психология как учение о душе 3
2. Познавательные психические процессы: внимание 8
ЛИТЕРАТУРА 13
Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть – постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души .
В отличие от этого уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе, зародившееся в Древней Греции, является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.
Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эфективность деятельности человека, включая его обучение. Оно включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодрствования, функций модулирующей системы мозга, а также проблемы сознания.
Во многом современное представление о внимании и его функциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом, который дал следующую характеристику вниманию. Внимание – «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов .
Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: ЧеРо, 2001.
2. Ждан А.Н. История психологии – М., 1980.
3. Немов Р.С., Общая психология. – М., 2001.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебникдля студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания. – М., 1996.
Контрольная работа:
ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики
Шпаргалка:
Вопросы общей психологии и психологии развития РГГУ
Курсовая работа:
Предмет и задачи психологии
Дипломная работа:
Изучение особенностей внимания младших школьников в психолингвистическом аспекте
Реферат:
Развитие психологии в дореволюционной России