8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Ваш город: Сиэтл
Зачётик.Ру - каталог студенческих работ.

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Управление

Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации - Курсовая работа

Содержание

Введение 3

1. Формирование коммуникативной компетенции как педагогическая проблема 6

1.1. Понятие коммуникативная компетенция в педагогическом аспекте 6

1.2. Методы диагностики коммуникативной компетенции 11

2. Процесс повышения профессиональной квалификации, как фактор формирования коммуникативной компетенции 12

2.1. Роль коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности 12

2.2. Методы формирования коммуникативной компетенции в системе повышения профессиональной квалификации 21

Заключение 25

Список литературы 28



Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования.

Проблемы совершенствования педагогической деятельности рассматриваются в педагогической психологии как важнейшие теоретические и экспериментальные исследования, которые имеют несомненное практическое значение.

Применение метода анализа взаимодействия к изучению педагогической деятельности является, по мнению А.А.Реана, обоснованным и целесообразным, так как сама педагогическая деятельность может рассматриваться как субъект-субъективное взаимодействие преподавателя и учащегося [23]. В последнее время в психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется тому моменту, что учащийся должен рассматриваться не только как объект педагогического воздействия, но и как субъект общения.

Б.Ф.Ломов, например, высказывает мысль о том, что в педагогической деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения [15].

Проблема педагогического общения как взаимодействия преподавателя и учащихся интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А.А.Бодалева, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, А.У.Хараша, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана и др. Однако в большинстве психологических работ по педагогическому общению исследуются вопросы, лежащие в сфере воспитания, формирования личности учащегося, взаимопонимания в системе «преподаватель-учащийся», т.е. речь идет о воспитательных взаимодействиях.

Между тем становится ясно, что содержательное взаимодействие преподавателя и учащегося, коммуникативная компетентность педагога составляющая сущность дидактического общения, занимает важное место в общей структуре взаимодействия. Это связано и с большим удельным весом и насыщенностью общения преподавателя и учащихся на уроке, и с тем значением, которое имеет урок в целенаправленном формировании личности школьника, приобретения им общих и профессиональных знаний и умений.

Коммуникативная компетентность личности, а точнее, возможность ее проявления, блокируется под воздействием психологических и социальных травм. Блокировка нарушает проявление субъектности личности в общении, ведет к деформации ее отношений. Одновременно такая ситуация, если в нее вовлечены большие группы людей, ведет к эмоционально - негативному возбуждению социальной психики, возникновению конфликтных ситуаций.

Таким образом, теоретический анализ понятия «общение» приводит к пониманию феномена общения как процесса, в ходе которого внутренний субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Процесс общения является многоплановым и многосторонним и его формирование становится актуальной задачей.

Вместе с тем, наряду с совершенствованием технологии преподавания в учебных заведениях для будущих педагогов, упускается роль технологий межличностного общения, их формирования у будущих педагогов, что является противоречием.

Изучение особенностей коммуникативной деятельности педагога на уроке, проблемы повышения педагогической коммуникативной компетентности должно осуществляться в контексте общепсихологического подхода к изучению общения. Коммуникативная компетентность педагога является важной особенностью не только эффективности образовательного и воспитательного процесса в целом, но и фактором успешной адаптации личности педагога к условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ коммуникативной компетентности педагога и способов ее формирования, что в условиях повышения квалификации является важной задачей в рамках исследования вопросов эффективности педагогической деятельности и общения.

Объект исследования – коммуникативная компетентность.

Предмет исследования – факторы формирования коммуникативной компетентности.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ понятия коммуникативной компетентности.

2. Роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога.

3. Пути формирования коммуникативной компетентности педагога.



Основная часть (выдержка)

Уже на первоначальном этапе становления профессиональной позиции педагога необходимо особое внимание в процессе повышения его профессиональной квалификации уделять формированию профессиональных коммуникативных навыков.

Коммуникативный подход к обучению профессиональным навыкам педагогов предполагает моделирование деятельности учителя на уроке, создание ситуаций, максимально приближенных к реальной будущей активности студентов в качестве учителей. Иными словами, обучать определенным действия следует путем выполнения этих действий в учебной обстановке; под действиями понимаются как речевые, так и неречевые акты. При этом обеспечивается многократность выполнения этих действий, их коррекция, анализ, что ведет к сознательной выработке коммуникативных умений и навыков, их закреплению. Важное значение для педагога имеют не только его языковые умения и навыки, но и паралингвистические умения, такие как правильное использование жестов, мимики, движения и т.п [13].

Особое внимание уделяется исполнению обучающимися роли учителя при объяснении учебного материала. Умение объяснять – чрезвычайно важно для учителя. Умение объяснять формируется постепенно, через практику объяснения различных заданий, которые преподаватель дает группе. Эти задания и их объяснение могут быть продуманы и приготовлены заранее как домашняя работа или быть спонтанными, с последующей коррекцией. Интересный материал в этом отношении представляют собой игры и конкурсы, проводимые обучающимися.

Продуктивным методом в формировании педагогической коммуникативной компетентности зарекомендовал себя метод интенсивного обучения, в частности, метод активизации резервных возможностей личности педагога, обоснованный Г.А.Китайгородской [27].

В основе обучения методом активизации резервных возможностей обучаемых лежит организация группового общения педагогов. Для организации группового общения широко используются ролевые игры, музыка, песни, стихи, этюды, спектакли.

Реализация такого принципа интенсивного обучения, как личностно-ролевое общение, создание комфортной, эмоционально-благоприятной атмосферы на занятиях, способствует формированию у педагогов следующих коммуникативных качеств: эмоциональность, общительность, инициативность, толерантность, педагогический такт.

Л.М.Митина предлагает программу развития коммуникативных и профессионально значимых качеств учителей в процессе повышения их профессиональной подготовки [18].

В программу включены научно-практические занятия, ролевой тренинг и деловые игры, индивидуальное психологическое консультирование. В процессе этой работы внимание учителей в особенности обращается:

- на необходимость сохранения уникальности, неповторимой индивидуальности каждого ученика;

- на особенности воспитательной работы с детьми, имеющими как сравнительно небольшие отклонения в нравственном развитии (недисциплинированность, упрямство, лень, грубость), так и акцентуации характера (дети педантичные, демонстративные, возбудимые, застревающие, тревожные, гипертимные);

- на возможность перемен в поведении, качествах личности и успехах учеников;

- на необходимость искать, пробовать, создавать ситуации, способствующие оптимальному использованию потенциальных возможностей развития личности каждого ученика, особенно слабых и наиболее проблемных детей;

- на возможность и необходимость позитивных изменений в собственном поведении учителя, в его отношении к ученику в процессе углубленного изучения и познания личности ученика.



Заключение (выдержка)

Реализация личностно-развивающего подхода в педагогической деятельности обусловлена, таким образом, рассмотрением процесса педагогического общения как субъект-субъектного взаимодействия. Такая реализация требует тщательного изучения всех аспектов педагогической деятельности, и, в первую очередь, процесса педагогического общения.

Понятие «коммуникативная компетентность» включает следующие компоненты:

4. Эмоциональный - включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям других людей.

5. Когнитивный - связанный с познанием другого человека. Данный компонент включает в себя способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми и пр. Обычно эти способности выражаются терминами «социальный интеллект» или «социальные когниции».

6. Поведенческий - отражающий способность личности к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении организаторские способности и т.д.

Специфика общения личности выражает определенные, установившиеся отношения к миру и другим людям. Сложность и многообразие чувств, эмоций, отношений, реализуемых в общении, является условием проявления индивидуальности в ходе деятельности и важным фактором успешности самореализации личности.

Педагог является проектировщиком, конструктором, организатором образовательного и коммуникативного процесса. Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместном с детьми бытии, чтобы это преобразование приводило в итоге к образованию у них важнейших способностей, к их развитию. Следовательно, актуальной задачей является определение и развитие у педагогов коммуникативной компетенции.

Деятельность педагога строится по законам общения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика состоит в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным (словесным) путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, жесты и т.п.). Таким образом, осуществляется информационная функция общения.

Рассмотрение педагогической деятельности как процесса управления требует изучения факторов и особенностей процесса межличностного взаимодействия педагога с учеником в плане того, насколько они способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности ребенка. Педагогическое общение представляет собой весьма сложный и многогранный процесс. Межличностное общение педагога и ученика на уроке занимает большую часть времени и является решающим фактором эффективности школьного обучения, позитивного отношения к данному процессу как самих педагогов, так и учеников.

Коммуникативная компетентность учителя является одной из граней педагогического мастерства и заключается в хорошей степени ориентации учителя в ситуациях педагогического общения, адекватном использовании приемов и техник межличностного взаимодействия для реализации дидактических и воспитательных целей.

Профессионально-педагогическое общение требует специальной подготовки, одним из аспектов которой называют развитие педагогической коммуникативной компетентности, которую понимают как способность учителя к ориентации в ситуациях профессионально-педагогического общения и эффективному взаимодействию с учащимися на основе гуманистической ценностной диспозиции его личности и педагогического опыта.

Формирование и развитие педагогической коммуникативной компетентности личности учителя - это новая тема в педагогике, возникшая в связи с переориентацией школы на отношение диалога между учителем и учащимися.

Формирование коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации, включающая в себя определенные социально-психологические умения и навыки, а также совокупность нравственных, моральных личностных качеств (например, эмпатия), формируется как в практической деятельности педагога, так и в ходе профессиональной подготовки учителей. Процесс профессиональной подготовки требует разработки систем диагностических и обучающих программ, способствующих развитию коммуникативной компетентности педагогов. Успешность решения данной задачи, на мой взгляд, во многом определит эффективность системы образования в нашей стране в будущем.



Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. – 213 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.

5. Жариков Е., Кружельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1985. – 78 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

7. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога //Вопросы психологии, 1997, №6

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

9. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М., 1984.

10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

11. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. №3

12. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2, 1997. С. 48 - 60.

13. Лашкевич О.М. Некоторые приемы обучения профессиональным навыкам учителя на уроке английского языка. //Профессионализм педагога Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

15. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981.– 351 с.

16. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения /Под ред. А.А.Бодалева, А.Б.Добрович. – М.: Прогресс, 1986.– 256 с.

17. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995.

18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. – 216 с.

19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

20. Познание и общение /Под ред. Б.Ф.Ломова, - М.: Наука, 1988. – 208 с.

21. Психология исследования общения /Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1988. – 267 с.

22. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

23. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. – 83 с.

24. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

25. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

26. Трофимова Г.С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: Методические рекомендации / Ижевск, 1997. – 24 с.

27. Утехина А.Н. Формирование коммуникативных качеств личности учителя в процессе интенсивного обучения. //Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

28. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода к исследованию коммуникативных воздействий /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

29. Шевандрин Н.М. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.



Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
250 p.
Не подошла эта работа?

Закажите написание уникальной работы.
Средний балл наших работ: 4,9
Мы помогли 310786 студентам.
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
X
X