ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА 6
II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17
III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 26
IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР 42
V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 49
VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 59
VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ* 76
VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 90
IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ» 100
X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ* 116
ЛИТЕРАТУРА 133
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 135
Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей — С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, причем сделать это не формально, схоластически, а по существу. Для этого прежде всего надо разграничить категории цивилизации и культуры. Часто эти слова употребляются как синонимы (например, «древнеримская цивилизация», «древнеримская культура»), наша же задача — разорвать эту синонимию понятий, установив как тесную связь, так и принципиальное различие между ними.
Как видно из всего сказанного, проблема воспитания — не частная, а общая проблема, которую не решить по отдельности ни педагогам, ни родителям, ни иным причастным к воспитанию людям. И до тех пор, пока эта проблема будет рассматриваться узко-профессионально, результаты воспитательной работы будут далеки от желаемых. Вполне возможно поэтому, что именно культурологический подход к воспитанию свяжет отдельные педагогические усилия в общую структуру, способную оптимально сформировать эмоционально-ценностную ориентацию человека и конкретную систему его ценностей.
Арнольдов А. И. Введение в культурологию. — М., 1993.
Введение в культурологию. — М., 1996.
Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.
Культурология. История и теория культуры. — М., 1996.
Соколов Э.В. Культурология. — М., 1994.
Б. Общая литература
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977.
Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1965.
Бебель А. Женщина и социализм (любое издание).
Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.
Битов А. Уроки Армении. Выбор натуры//А. Битов. Книга путешествий. — М., 1986.
Булгаков С.А. На пиру богов. Рго и сопtга. Современные диалоги//Из глубины. Сб. ст. о русской революции. — М., 1990 (или любое иное издание).
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. — М., 1990.
Вехи. Сб. ст. о русской интеллигенции (любое издание).
Горький М. О С.А.Толстой (любое издание).
Горький М. В.И.Ленин (любое издание).
Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М., 1985.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.
Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1995.
Дюркгейм Э. Самоубийство. — Пг., 1912.