1. Установите правильность определения понятия; если оно неверное, укажите, какое правило нарушено.
Армия – это орудие ведения наступательных войн.
2. Определите: а) субъект, предикат, связка;
б) качество и количество суждения.
Инвалид обладает правами.
3. Определите фигуру силлогизма, сделайте вывод, проверьте его правильность. Если вывод не следует, укажите ошибку.
Все прокуроры – правоведы. Этот человек – правовед. Следовательно,
4. Определите логическую ошибку в рассуждении.
Всякая вещь имеет причину своего существования. Человек – не вещь. Следовательно, человек не имеет причины своего существования.
5. определите тезис, форму и ошибку в аргументации.
Рационализм – ведущее направление в теории познания, так как рационалистами были Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинт, Гегель, Маркс, а они – выдающиеся философы.
6. Произведите последовательную, многоступенчатую операцию обобщения понятия.
7. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью кругов Эйлера в одной схеме.
Участник войны. Полковник. Генерал.
8. Составьте символическую запись следующего сложного суждения.
Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.
9. Установите вид умозаключения, его посылки и заключение; проверьте его правильность.
Мошенничество – преступление, а так как все преступления наказуемы, то мошенничество тоже наказуемо.
10. Произведите последовательную, многоступенчатую операцию ограничения понятия.
«область знания»
9. Проверьте правильность деления понятия: если деление произведено неверно, укажите, какие правила нарушены.
Видами искусства являются музыка, скульптура, архитектура и живопись.
Ответ: деление неправильное. Нарушено правило соразмерности.
1. Учебное пособие. М., 2007.
2. Ганс Е. С., Новиченко А. С., Фролова Т. Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2005.
3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник. М., 2007.
Вебинар:
Татар фольклоры жанрлары буларак риваятьләр һәм легендалар
Вебинар:
Лингвомәдәни туган як һәм аны мәктәптә өйрәнү (бүздәк районы сабай авылы материалында)
Вебинар:
Сочинение как средство развития письменной речи учащихся на уроках татарского языка
Вебинар:
Сложные именные метафоры: особенности образования и применения
Вебинар:
Лингвокултурологический анализ фразеологических единиц с компонентом глаз в татарском языке