В работах по теории журналистики традиционно важное место уделяется анализу функций журналистики. Это - неслучайно. Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что "процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности".
Так, например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, различает следующие шесть функций журналистики:
• коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет "исходной функцией журналистики";
• непосредственно-организаторскую, в которой "наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе";
• идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением "оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов";
Журналистика есть система внедрения в массовое сознание социальных оценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий, попадающих в поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов практической деятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных групп.
1. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981, с. 165.
2. См.: Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.,1995, с. 47- 72.
3. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб. 1995, с.53.
4. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики, с.53-54. см. также: Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993, с.51-558; Фомичева И. Д. Журналистика и общественное мнение, в сб.: Основные понятия теории журналистики. М.,1993, с.137-165. и др.
5. Корконосенко С. Г. Ук. соч., с. 57-58.
6. Там же, с.58.
7. Там же, с. 59.
8. См.: там же, с. 59-62.
9. Там же, с.63.
10. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика, М., 1993, с.56.
11. Фомичева И. Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке, в сб.: Основные понятия теории журналистики, с.8-13.
12. Там же, с.8.
13. Першке. Г. Журналистика как отрасль духовного производства. в сб. Основные понятия теории журналистики. М., 1993, с.83.
14. Там же, с.81.
15. Там же.
16. Там же.
17. Федотова Л. Н. Ук. соч., с.58.
18. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики, М., 1995, с.44.
19. Корконосенко С. Г. Ук. соч., с.57.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978, с. 789.
21. Словарь русского языка в четырех томах, т.4, М., 1984, с.587.
22. Липовченко Н. Н. Ук. соч., с.25.
23. Корконосенко С. Г. Ук. соч., с. 57.
24. Ученова В. В. Публицистика и политика. М., 1973, с. 47.
25. См. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М., 1988, с.119-120.
26. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.,1995, с.66.
27. В октябрьском (1996 г.) выпуске телепрограммы "Двойной портрет" один из руководителей российского телевидения Э. Сагалаев заметил, что частное телевидение есть коммерческая фирма по производству, скажем, "Памперсов", со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это, как раз, на наш взгляд, и означает, что к анализу деятельности такого рода предприятия нужно подходить с соответствующими мерками, где журналистика - есть лишь фон, сфера, "ареал" деятельности фирмы по получению прибыли, а не глубокомысленно утверждать, что реклама тех же "памперсов" - есть важнейшая функция журналистики
Шпаргалка:
Перечень вопросов для ГАК на Заочном Отделении по специальности «Журналистика» в 2012 – 13 уч. гг.
Шпаргалка:
Ответы по журналистике
Курс лекций:
История журналистики зарубежных стран
Курсовая работа:
Теория и практика массовой информации - ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, МЕДИАИНДУСТРИЯ, ДИЗАЙН, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, РЕКЛАМОНОСИТЕЛИ, ИЗДАНИЕ, РЕДАКЦИЯ.
Курс лекций:
Зарубежная журналистика