ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие принципы управления общеобразовательной школой 4
2. Модель, структура и формы управления общеобразовательной школой 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15
Глубокие социально-экономические преобразования в России, переход к рыночной экономике ставят перед российским образованием важнейшую педагогическую проблему совершенствования системы управления образованием. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Частью такой системы управления является система управления общеобразовательной школой, рассматриваемая в данной работе.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следователь-но, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонен-тами или частями, выступающими подсистемами более общей системы – общеобразовательной школы. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования. Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.
Управление современной образовательной школой предполагает глубокое знание руководителями сущности образовательного процесса, экономики и социологии образования, научных аспектов управления и умения применять эти знания в практической деятельности. Отсюда следует, что структура управленческой деятельности в данной сфере включает взаимосвязь следующих компонентов:
Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помощь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов и государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета – одной из «национальных точек роста».
Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.
1. Мухаметзянова Г.В Исследование показателей качества деятельности образовательного учреждения. – Красноармейск (Московская область): «ГЕО-ТЕК», 2000.
2. Мухаметзянова Г.В., Клюева О.Р. Образование в условиях социальной рыночной экономики. – Казань: ИСПО РАО, 2000.
3. Смирнов В.Н. Система управления многопрофильным инновационным учреждением. – Автореф. дисс., 2008.
4. Сластенин В., Исаев И и др. Педагогика: учебное пособие. – М., 2007.
5. Трупп О.Л. Использование интерактивных технологий. // Педагогика. 2008. №2.
Курсовая работа:
Характеристика концепций управления предприятием
Курсовая работа:
Классическая (административная) школа управления
Курсовая работа:
Проект предлагаемых изменений в деятельности вашей школы при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Курсовая работа:
Современная школа как социальная система и как объект управления
Дипломная работа:
Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в школе