8(8412)74-58-38
(с 10-00 до 20-00 МСК)
Зачётик.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Рефераты / Психология

Исследование темперамента в трудах зарубежных ученых - Реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Исследование темперамента А. Томаса и С. Чесса

2. Особенности темперамента по А. Бассу и Р. Пломину

3. Трактовка свойств темперамента А. Стреляу

4. Сопоставление результатов исследования темперамента зарубежных исследователей с исследованиями отечественных ученых

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение (выдержка)

К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатли-тельности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Никакие психологические особенности не имеют столь продолжительной истории их изучения, как темперамент. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. В этих условиях актуальным является вопрос о том, что же нового внесли в изучение темперамента современные работы – каковы современные представления о темпераменте зарубежных исследователей, и какие особенности темперамента выделяются в сегодняшней психологии индивидуальных различий как наиболее важные для его понимания.

Основная часть (выдержка)

Американские исследователи А. Томас и С. Чесс, руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое, по общему признанию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследование темпе-рамента, подразумевают под темпераментом стиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности.

Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько варьируют в разном возрасте. Для детей первых лет жизни они сводятся к девяти переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.);

2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна);

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и мотор-ных реакций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию);

5) интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности);

Заключение (выдержка)

Современные зарубежные исследования черт темперамента имеют отчетливую теоретическую базу. Если ранние работы основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений: прежде всего, определяется, какие свойства могут быть отнесены к особенностям темперамента, а затем уже соответствующие характеристики отбираются и с ними производятся разные математические манипуляции.

Теоретические положения или критерии отбора свойств темпера-мента различаются у разных зарубежных авторов. Иногда эти различия оказываются довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в современной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительно того, что такое темперамент. В результате этого списки черт темперамента, называемые в настоящее время разными иностранными авторами, содержат близкие по смыслу характеристики.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧсРо, 1997.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

3. Маклаков А. Общая психология. – М.: Наука, 2006.

4. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней взаимодействия в системе «человек-общество». В сб. Темперамент. – Пермь, 1976.

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

Информация о работе

Тип: Реферат
Страниц: 11
Год: 2011
150 p.
Не подошла эта работа?
Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.

Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X