Тема 1. Введение в муниципальное право
§1. Понятие муниципального права
§2. Предмет муниципального права
§3. Понятие и признаки местного самоуправления
§4. Источники муниципального права
§5. Система местного самоуправления в Российской Федерации
§6. Гарантии местного самоуправления
§1. Понятие муниципального права
Вопрос о понятии муниципального права, а также его месте в системе российского права является дискуссионным.
Муниципальное право понимается как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования местного самоуправления и выражающие публичные и частные ценности муниципальной демократии, полноту прав населения по решению вопросов местного значения1, как комплексная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления2. А.Н. Костюков полагает, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений3.
По нашему мнению для уяснения места муниципального права в системе российского права необходимо проанализировать муниципально-правовые нормы с точки зрения их отраслевой принадлежности.
Важнейшее место в муниципальном праве занимают нормы конституционного права. Норма статьи 12 Конституции Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, определила магистральное направление развития муниципального права. Кроме того, местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции. Конституционное право «определяет начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия»4. Нормы муниципального права, регламентирующие реализацию субъективных прав на местное самоуправление, очевидно тяготеют к праву конституционному. Это, в частности, относится к формам непосредственного самоуправления населения. Институты муниципальных выборов и местного референдума имеют очевидную конституционно-правовую природу.
§2. Предмет муниципального права
Вопрос о предмете муниципального права также является неоднозначным.
Под предметом муниципального права понимают муниципальные (самоуправленческие) отношения9, местное самоуправление как комплекс общественных отношений властно-управленческого, организационного, финансово-экономического свойства10, общественные отношения, возникающие в процессе реализации населением своего права на местное самоуправление11.
По нашему мнению, предмет муниципального права составляют следующие группы общественных отношений.
1. Отношения между населением и муниципальными образованиями. В эту группу входят отношения по формированию органов местного самоуправления, отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправление через формы непосредственной демократии, а также отношения по поводу привлечения выборных лиц местного самоуправления к ответственности перед населением.
2. Отношения между муниципальным образованием и государством. К ним можно отнести отношения по установлению и изменению границ муниципальных образований, отношения, складывающиеся в рамках института переданных государственных полномочий, отношения, связанные с государственным контролем за деятельностью органов местного самоуправления, а также отношения по привлечению органов и должностных лиц к ответственности перед государством.
3. Внутримуниципальные отношения - это отношения складывающиеся между органами местного самоуправления муниципального образования, между органами местного самоуправления муниципальных образований разных территориальных уровней, а также отношения в рамках межмуниципального сотрудничества.
4. Отношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами. В данную группу входят управленческие отношения, складывающиеся в процессе осуществления муниципального управления на соответствующей территории (отношения власти - подчинения), налоговые отношения, складывающиеся на муниципальном уровне, отношения муниципальных образований с муниципальными предприятиями и учреждениями.
Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»6.
Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.
В сфере защиты Государственной границы органы местного самоуправления и их должностные лица:
оказывают помощь пограничным органам и пограничным войскам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам
Курсовая работа:
Муниципально-правовые отношения
Контрольная работа:
Приведите аргументы, доказывающие возможность и целесообразность выделения муниципального права в самостоятельную отрасль российского права
Курсовая работа:
Источники муниципального права
Курсовая работа:
Муниципальное право