Введение
1. Историческая характеристика разработки методики Марии Монтессори
2. Содержание и основные черты методики Марии Монтессори
3. Особенности развития методики Марии Монтессори в современной России
Заключение
Список литературы
Актуальность рассмотрения особенностей методики Марии Монтессори обусловлена той социальной ситуацией, которая сегодня наблюдается в России.
Несмотря на демократизацию и гуманизации педагогики, на обозначение приоритета личности ребенка вопросы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта остаются открытыми.
Даже поверхностный анализ ситуации в нашей стране позволяет увидеть, что дети с особыми потребностями в развитии весьма часто лишены необходимой педагогической и психологической среды, помощи, что затрудняет их развитие и социальную адаптацию.
В таких условиях становится важным анализ имеющегося опыта эффективной помощи детям с особыми образовательными потребностями. В частности, интересен опыт работы по методике М.Монтессори.
Цель: охарактеризовать особенности методики Марии Монтессори.
Задачи:
1. дать краткую историческую характеристику разработки методики Марии Монтессори;
2. охарактеризовать содержание и основные черты методики Марии Монтессори;
3. рассмотреть особенности развития методики Марии Монтессори в современной России.
Педагогика М. Монтессори возникла в начале 20 в. Опыт работы с детьми с умственной отсталостью побудил М.Монтессори к исследованию и разработке методов педагогической коррекции. Данные методы были апробированы, переосмыслены и оформлены в целостную методику, которая получила распространение в Европе, США, России.
В основе методики М.Монтессори лежат такие принципы как учет индивидуальных особенностей ребенка, способствование развитию самостоятельности ребенка, индивидуальный подбор педагогических методов и т.д. Особая роль отводится подготовленной среде, т.е. материальному оснащению пространства, в котором развивается ребенок. Это пространство должно соответствовать возрасту ребенка, способствовать сенсорному и социальному развитию. Роль взрослого в рамках данной методики заключается в создании необходимых условий, поддержке индивидуальности ребенка, развитии его самостоятельности.
В России методика Монтессори, начав активно развиваться в начале 20 века, была запрещена после октябрьской революции. Возрождение интереса к методике, а также практические меры по ее освоению и разработке в отечественной практике возобновляются с 1992 г. За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины.
1. Большая советская энциклопедия М., 1979 Т., 6, с.86.
2. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни / образовательная система М. Монтессори / Под ред. Сумнительного К.Е. – М., МЦМ. 1996 . – 24 с.
3. Соловьева Г. Что такое педагогическая система Монтессори? // Первое сентября. 2001. – №1. – С.4.
4. Сумнительный К. Монтессори-педагогика / Электронный ресурс h**t://w*w.montessori-center.r*/li/mcenter/mpedag/
5. Хилтунен Е. Десять лет Монтессори в России // Первое сентября / Электронный ресурс h**t://ps.1september.r*/articlef.php?ID=200205860
6. Монтессори в России: Новый взгляд // Сборник научно-практических статей / Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ,1998. – 124 с.
7. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 1997. – 64 с.
8. Хилтунен Елена. Признать право ребенка быть самим собой – легко. Гораздо труднее дать ему это право // Первое сентября. – №15., 1998.
Контрольная работа:
Педагогика Марии Монтессори
Курсовая работа:
Разработка упражнений для детей с ЗПР с применением методики М. Монтессори
Реферат:
Система дошкольного воспитания Марии Монтессори
Курсовая работа:
Использование приемов системы Марии Монтессори в работе педагога-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Методика изучения дробных чисел по УМК Занкова с использованием Монтессори-материала