Введение….3
Проблема добра и зла в этике В.Соловьева…4
Заключение…11
Список литературы….12
Нравственная философия B.C. Соловьева (1853-1900) явилась вершиной развития русской этики. Определив ее расцвет (первая четверть XX в., период создания этических систем русского зарубежья. Как отмечал Н.Я. Грот, нравственная философия Соловьева стала «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии.Это - первая этическая система русского мыслителя». Того же мнения придерживался и Э.Л. Радлов, оценивая нравственное учение Соловьева как «единственную законченную систему этики на русском языке».
Проблема соотношения добра и зла волновала философов во все времена. Книга В. Соловьева «Оправдание добра»- уникальная работа. В этой книге впервые за всю историю этики обобщается теоретическая работа о добре, содержательно раскрывающая и утверждающая его.
В своей работе автор пишет оправдание добра, с тем, чтобы защитить добро от предъявленных ему обвинений. Из этой первоначальной задачи постепенно выросла вторая - попытаться дать позитивную теорию добра. Кроме того, в своей работе Соловьев решил и такую специфическую задачу, как рассмотрение основных этических понятий - добро, зло, смысл жизни, смысл смерти, страдание, любовь - в свете нового духовного и социального опыта. Таким образом в России в конце прошлого века начал складываться новый образ нравственной философии.
Человеческое влечение к добру оправдывает собою то, что очень часто считается несовместимым противоречием. Так, нравственности свойственно аскетическое начало. Но она вовсе не цель, а только путь к добру, да и то не единственный.
Личность человека - на первом плане. Но этот план тоже далеко не окончательный. В. Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хотя и на первом плане, но находится в согласии с другим рядом личностей, или предков, или потомков. Половая любовь вполне оправданна, но и она не довлеет, а содержит в себе и многое другое. Деторождение благо - благо, но тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения этой полноты она нуждается в обществе. Общество есть полнота, но завершение этой полноты не просто в обществе, а во всем историческом процессе, т.е. в человечестве. Экономическая и политическая жизнь, государство и право - это неотъемлемые моменты исторического стремления человечества к правде и добру. Но и самая общая нравственная организация должна быть религиозной и завершаться во вселенской церкви, считает В. Соловьев.
1 Васильев А.А. История философии. – М.: Директмедиа, 2005. – 600 с.
2 Вопросы философмм и психологии, 1897 № 36 (1) с. 155
3 История философии./ По ред. А.А. Кротов. – И.: Академический проект, 2005. – 518 с.
4 Радлов Э.П. Очерк истории русской философии. – Свердловск, 1991. – 188 с.
Контрольная работа:
Средневековая философия
Дипломная работа:
Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты
Дипломная работа:
Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
Контрольная работа:
Профессиональная этика вар. 9
Контрольная работа:
Проблема смысла жизни,смерти и бессмертия человека.