Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Курсовая работа: «Учение Платона о государстве и праве»




Содержание

Введение

1. Органическая теория государства

2. Учение Платона о государстве и праве

3. Учение о совершенных и несовершенных формах государства Заключение

Список литературы

Введение (выдержка)

Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение ока-зывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государ-стве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его, восхваляя, то, принижая в каком-либо отношении.

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что ис-следованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

Платон (428/427 – 347 гг. до н. э.) происходил из знатного афинского рода, давшего Древней Греции немало известных политических деятелей, военачальников, мыслителей.

Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то за физическую силу, то ли за широту духовных интере-сов, поскольку «платос» по-гречески – «широкий». Платон воспитывался и обучался в традициях греческого «образования человеческого» – калокаго-тии, предполагавшей всестороннее «оформление» человека («калос» – прекрасный, «агатос» – хороший). Отсюда формирование человека пони-малось как придание некоторой изящной гармоничности первоначально не-оформленному и необработанному материалу. Обучение включало изуче-ние грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов и приобретение умения на их основе сочинять собственные. Идеалом такого образования было нахождение правильной меры соотношения различных качеств в человеке и привитие ученику умения самостоятельно находить меру во всех проявлениях жизни.

Платон – первый в Европе последовательный представитель объек-тивного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объектив-ного идеализма, которое не только направляется против достижений мате-риалистических мыслителей и ученых, но также используется для обосно-вания реакционной социальной и политической системы взглядов. Плато-новский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт су-ществование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из са-мых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда ре-альных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен от-вергнутых идеальный тип общежития.

Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеаль-ное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеа-лизацию египетского кастового строя.

Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном суще-ствовании идей как общих и родовых понятий. Платон является общепри-знанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистиче-ское обоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, и был, и остается главой и учителем всех идеалистов.

Но, как мы уже видели, общее не остается у Платона лишь противо-стоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактуется как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане. Не эта ли платонов-ская теория общего привлекала к себе философские и научно мыслящие умы? Не это ли закономерное построение спутанной чувственной действи-тельности заставляло вновь и вновь обратится к Платону? История фило-софии показывает, что именно эта сторона платонизма имела особенно большое значение для последующих веков: ведь последующие философы имели свое собственное мировоззрение, и платонизм как языческая фило-софия интересовал их меньше всего.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечест-вом. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим силь-ное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государст-во, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастли-вым. Так проблема общественного, государственного устройства пере-растает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

Выдержка из основной части

Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.

Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали Сократ и Пифагор.

Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.

Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах.

Политико-правовые взгляды Платона:

1. Лучшая форма правления - аристократия.

2. Худшая - тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).

3. Стремление к сохранению полиса.

4. Отрицание завоевательных войн.

5. Верховенство интересов государства над интересами личности.

6. Отрицание частной собственности.

7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).

Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге "Государство".

В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним".

В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.

В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.

1. Совещательное - правители (философы). Это интеллектуальная элита общества.

По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т. к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность.

В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

2. Защитное - воины (стражи). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и иметь какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).

3. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы). Они не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т. д.).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т. к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.

Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).

Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т. е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).

Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т. е. власть воинов-сословия стражей).

Она наиболее близка к аристократии.

Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении.

У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления.

Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания (т. е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания - наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т. к. у нее отсутствует социальная основа.

То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть ('Никто не может обладать частной собственностью, если в том нет крайней необходимости'). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.

К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.

Основные отличия второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем:

1. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.

2. Различия в системе органов государственного управления.

3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.

В остальных вопросах первое и второе государства сходны.

Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они, прежде всего "стражи законов".

Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множество гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию - своеобразную проверку правомерности их претензий.

Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стажей закона, которым вручается судьба государства.

На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией.

Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.

Заключение (выдержка)

Платон хотел понять и оценить жизнь. Вот, по-видимому, его роковая миссия, то назначение, без которого немыслима была бы ни дальнейшая античная жизнь, ни века последующей культуры.

Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда он захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше, ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.

Платон - это одна из самых сложных и мучительно противоречивых фигур в истории философии, одно из наиболее трудно понимаемых истори-ко-философских самопротиворечий.

Его можно считать одним из первых древнегреческих философов, кото-рый в систематической форме представил свое понимание государства.

В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства - наличие социальных потребностей индивидов друг в друге.

Свобода личности подавляется государством: оно стоит над граждани-ном и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние - низшим.

Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лише-ние частной собственности, общность жен и детей и т. д.

Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.

Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необ-ходимым.

Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для от-дельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность - чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере - это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона воз-можно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общест-венного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуаль-ная семья. Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов.

Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в се-бе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (за-мещение должностей по заслугам и достоинству).

Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь лю-дей.

Платон создал теорию общего как закон для единичного, теорию необ-ходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому всякому донаучному их пониманию. Кажется, можно с пол-ным правом утверждать, что именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли, что именно она привлекала к себе мыслящие умы. Можно было не верить в небесное и занебесное бытие платоновских идей в виде самостоятельного и обособленного царства действительности; можно было подсмеиваться над платоновским круговоротом душ, над этим космо-сом, настроенным на пифагорейский лад в виде огромного музыкального инструмента, над наивностями математических исчислений у Платона. Од-нако всякий непредубежденный и здравомыслящий философ всегда усмат-ривал нечто положительное в платоновской идее как законе упорядочения единичного. Секрет значимости Платона заключается не в буквальном со-держании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологиче-ских теорий.

В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллю-зорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направлен-ность их использования. Без критического осмысления всего этого невоз-можны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политиче-ских учений и современной теории политики, государства, но также и вер-ный подход к политической практике. Применительно к такому масштабно-му автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное.

Конструктивно-логические принципы мысли, проповедь самоотвержен-ного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисисте-матизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.

Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален ду-ховный опыт прошлого. Платон - великое явление, как деятель - философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон - один из учителей человечества.

Список литературы

1. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907;

2. В. Ф. Асмус. Платон. - М.: Мысль, 1975. - 220 с.;

3. Л. В. Блинников. Великие философы. Словарь-справочник. - М.: Логос, 1998. - 440 с.;

4. / Б. А. Введенский. Большая советская энциклопедия. - М.: Российское научное издательство. - Т. 33. 1955. - 550 с.;

5. / А. М. Прохоров. Большой энциклопедический словарь. - М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. - 918 с.;

6. Т. В. Васильева. Написанная философия Платона. Вопросы философии. - 1977. № 11.;

7. Т. В. Васильева. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - М.: Логос, 1999. - 195 с.;

8. В. Виндельбанд. История древней философии. - Киев, 1995. - 320 с.;

9. А. Н. Гиляров. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. - Киев, 1891. - 358 с.;

10. А. А. Горелов. Древо духовной жизни. - М.: Аргус, 1994. - 290 с.

Покупка этой работы
Название: «Учение Платона о государстве и праве»
Раздел: Рефераты по философии
Тип: Курсовая работа
Страниц: 21
Год: 2011
Цена: 2000 руб.


Работа высылается на Ваш е-мэйл в течении 24-х часов после оплаты.
Не подходит эта работа?
Закажи написание новой работы на нашем сайте!
Рассмотрение заявки БЕСПЛАТНО!
Мы вКонтакте