Для поиска нужного реферата введите его тему ниже:

Реферат: «Творческие способности человека, их пределы и условия.»




Содержание

Введение 3

1 Понятие творчества 5

2 Структура творческой деятельности 7

3 Мышление и творчество 9

4 Интеллект и творческие способности человека 12

5 Творческие способности человека: их пределы и условия 18

6 Понятие творческого мышления 19

Заключение 25

Список литературы 26

Введение (выдержка)

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества» [2, c. 119].

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.

Целью данной работы является рассмотрение понятия творчества, творческих способностей человека, их пределы и условия.

Для определения поставленной цели в данном реферате были использованы учебники по психологии таких авторов, как Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г., Дружинин В.Н., Обухова Л.Ф., Петровский А.В., Холодная М.А. и др.

Выдержка из основной части

1 Понятие творчества

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [15, c. 193].

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные) [14, c. 67].

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности [11, c. 45].

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ [15, c. 122].

Заключение (выдержка)

Таким образом, в данной работе была предпринята попытка изучения проблемы творческих способностей человека. Для этого были рассмотрены проблемы творчества, творческой деятельности, мышления, интеллекта, интеллектуальной одаренности, рассмотрено творческое мышление.

В результате анализа имеющейся по данной теме литературы можно прийти к выводу, что изучаемый вопрос охватывает множество взаимосвязанных проблем, не имеющих однозначного определения, поэтому в данной работе приводятся различные, часто даже противоречащие друг другу точки зрения.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое, машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.

Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость [4, c. 71].

Сегодня творчество становится необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества, Москва: Наука, 1971, 392 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц., Москва: Мир, 1992, 421 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, СПб.: Питер Ком, 1999, 457 с.

4. Грэйс Крайг Психология развития, СПб.: Издательство "Питер", 2000, 338 с.

5. Лук Л.И. Мышление и творчество, Москва: Педагогика, 1976, 312 с.

6. Моляко В.А. Психология творческой деятельности, Москва: Высшая школа, 1978, 289 с.

7. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии, Москва: Владос, 1994, 401 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, Москва: Педагогическое общество России, 1999, 331 с.

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования / Сост. Е.И.Рогов, Москва: ВЛАДОС, 1995, 339 с.

10. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! Москва: Знание, 1984, 344 с.

11. Петровский А.В. Психология развивающейся личности, Москва: Педагогика, 1987, 403 с.

12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб.: Изд-во "Питер", 2000, 536 с.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов н/Д.: Феникс, 1997, 399 с.

14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования, Томск: Изд-во Томского университета, Москва: Изд-во "Барс", 1997, 377 с.

15. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, Москва: Наука,1977, 481 с.

Покупка этой работы
Название: «Творческие способности человека, их пределы и условия.»
Раздел: Рефераты по философии
Тип: Реферат
Страниц: 26
Год: 2007
Цена: 350 руб.


Работа высылается на Ваш е-мэйл сразу после оплаты.
Не подходит эта работа?
Закажи написание новой работы на нашем сайте!
Рассмотрение заявки БЕСПЛАТНО!
Мы вКонтакте